11 июля — память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

11.07.2017

SergeyGermanОснователи Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. 11 июля — память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Не дошло до нас и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.

SergeyGerman1Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-64 гг.

Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных, встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo — Старый Валаам, и на этом острове указан крест.

SergeyGerman2Согласно новгородским летописям обретение мощей святых и их перенесении в Новгород (ввиду нашествия шведских войск) состоялось примерно в 1163-1164 годах. Именно тогда началось и народное почитание усопших праведников, ставшее предпосылкой более позднего церковного почитания святых в Новгородской епархии. Одним из свидетельств последнего является грамота митрополита Новгородского Варлаама от 1592 года, которая назидает жить «по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа».

В 1755 году на месте некогда разрушенной шведами обители появился соборный храм из дерева, в котором один из приделов был освящен в честь отцов-основателей монастыря, Сергия и Германа Валаамских. В 1789 году мощи были размещены под спудом уже в новом, каменном соборном храме имени преподобных чудотворцев. В 1817 году была составлена служба святым Сергию и Герману. А 20 октября 1819 года Святейший Синод официально предписал почитание Божьих угодников Сергия и Германа по всей православной России и постановил днями почитания их светлой памяти 11 июля и 24 сентября.

Как и несколько веков назад святые мощи преподобных Сергия и Германа покоятся под спудом в нижнем храме Спасо-Преображенского Собора основанного некогда ими Валаамского монастыря.

Чудесные деяния преподобных Сергия и Германа

Спасение иеромонаха Агафангела

Дело было в 1865 году. Будучи еще мирянином, монах шел с группой путешественников из Кронштадта в Ораниенбаум. Осень была морозной, но лед пока еще был достаточно хлипким и крайне плохо держал людей. Пройдя несколько верст, люди начали один за другим провалиться в воду. Спастись не было никакого шанса — тонкая корка льда была не в силах выдержать такую нагрузку.

SergeyGerman3Агафангел, видя как гибнут его товарищи, мучился от собственного бессилия. Он ничем не мог им помочь, ибо сам был на волосок от смерти. Дрожа всем телом, он полз по идущему роковой паутинкой разломов льду. Следуя душевному порыву, мужчина стал горячо молиться святым Сергию и Герману Валаамским, прося их о помощи и спасении. Он пообещал праведникам в случае спасения поставить им в обители по свече и отдать свою жизнь на служение Господу.

Святые услышали сердечную просьбу верующего и помогли — с непрерывной молитвой и душевными терзаниями будущий иеромонах все-таки добрался до берега.

По приезду в Петербург мужчина отправился в храм, чтобы поставить обещанные свечки. А спустя год подвизался послушником в Валаамскую обитель, где позже принял монашеский постриг.

История Матвея Петрова

Отправившись в преддверии праздника святого Николая Чудотворца вместе с товарищами на Ладожское озеро, чтобы порыбачить, Матвей Петров не догадывался о грозящей им опасности. Ближе к ночи их застала сильная буря. Погода стремительно портилась, но из-за темноты мужчины не могли ничего предпринять. Гибель казалась неизбежной.

Тогда Матвей начал слезно молится за себя и друзей святым Сергию и Герману, прося сохранить им жизни. Мужчина пообещал посвятить полгода безвозмездному труду на благо обители в Валааме, если останется жив. Внезапно лодку рыбаков подхватил ветер и уже через короткое время товарищи оказались в целостности и сохранности на берегу. Вознеся благодарственные молитвы святым спасителям, они поспешили домой. А Матвей немногим позже отправился на Валаам, дабы исполнить данный им обет.

Новая жизнь Иоанна

Мужчина жил долгое время не воцерквленным, однако в какой-то момент решил изменить свою жизнь и встать на путь духовности и веры. Он начал изучать православную грамоту, стал посещать церковь, выучил молитвы и в своих деяниях старался придерживаться заветов Господа.

Однако тогда Иоанну было ниспослано извечным противником Бога испытание – душу и тело его стали снедать греховные веления, приносившее болезненные страдания. Мучаясь и не зная, как избавиться от такой страшной напасти, мужчина стал возносить горячие молитвы о своем спасении, прося Всевышнего послать ему помощь.

В один из дней, решив отдохнуть, Иоанн прилег и задремал. Во сне к нему явилось чудесное видение — к нему подошли два благолепных старца в монашеских одеждах. Один из них держал в руках покров из бархата. А второй — Чашу и лжицу. Старцы трижды дали Иоанну из Чаши Святое Причастие и накрыли голову покровом. Едва удивительная ткань коснулась его лица, мужчина проснулся. С удивлением он обнаружил, что чувствует во всем теле и душе невероятную легкость. Это состояние настолько разительно отличалось от того, что он чувствовал последнее время, что радости его не было предела. Иоанн понял, что Господь послал к нему во сне чудотворцев, исцеливших полностью его физическую и духовную оболочки от болезней и грешных терзаний.

Одно осталось для мужчины большим вопросом — кто были те чудесные старцы, что избавили его от мучений? Спустя несколько лет Иоанн оказался в храме Валаама. Подойдя к раке святых Сергия и Германа, он тот час же узнал в них своих спасителей. Поняв, что это знак Божий, мужчина решил посвятить жизнь служению в обители и вскоре стал схимником Валаамского монастыря.

Явление святых монаху

Один из монахов Валаамской обители рассказал, что еще в самом начале своего иночества терзался сомнениями по поводу пребывания в храме истинных останков святых Сергия и Германа. «Ведь Валаам такой большой, разве не могут быть мощи погребены где-то в другом месте?» — думал он. И от этих мыслей и своего неверия юноша сильно мучился. Отцы монастыря, прочитав помыслы инока, решили помочь и развеять все его сомнения.

Как-то раз, придя перед вечерней в церковь, чтобы подготовить все к службе, монах заметил, что над ракой горит лампадка. Следуя душевному порыву, юноша решил приложиться к святым мощам. Только не стал обходить раку, а, оставшись на левой стороне, стал прикладываться к святому Герману. Подняв глаза, монах увидел, что в ногах раки чудесным образом стоит схимник в полном монашеском облачении. В ту же секунду юноша почувствовал внезапную легкость во всем теле и отрешенность сознания. Он словно воспарил над самим собой и окружающим пространством. В таком необычном состоянии он перешел на другую сторону раки, чтобы приложиться к мощам святого Сергия. И теперь уже и на левой ее стороне увидел другого схимника в нарядных одеждах. Приложившись и став перед ракой юноша смог, наконец, рассмотреть обоих старцев — перед ним во всем своем благолепии стояли преподобные Сергий и Герман Валаамские. Исполненный невероятной радости от созерцания отцов-основателей обители, юноша пал ниц, чтобы вознести молитвы святым и попросить прощения за свои сомнения.

Когда он поднялся, старцы уже исчезли. Потрясенный увиденным, монах еще долго не мог прийти в себя. О случившемся чуде братии он рассказал лишь по прошествии нескольких лет, не решаясь поведать им о своем неверии.

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru