Главное украшение Рождества

03.01.2018

elka0Ёлочка - это не просто так. Это только у христиан елки ставят. И не на Новый год, а на Рождество. Почему? Это вечно-зелёное дерево. Зима - всё смертью пронизано, а она зелёненькая стоит. Для нас это символ вечной жизни, которую Христос принёс в мир. Это для нас как икона, как напоминание о той вечности, что нам Христос подарил.

Когда Христос родился, Ему подарки приносили волхвы. Церковь поёт, что в этот день Его не только волхвы одаривают. Если будете на рождественской службе, прислушайтесь, там будет такое песнопение, что в этот день небо дарит Ему звезду, земля - пещеру, пастухи - поклонение, волхвы - дары. А на самом деле, это Он нас одарил, а не мы Его. Одарил вечной жизнью, Своей милостью, любовью, прощением и так далее.

Вот это зная, православные христиане, внося в дом ёлочку, на неё дары вешали, подарки. Только сейчас жизнь искусственная, и подарки на ёлке тоже искусственные. А раньше было не так. Раньше яблочко в цветной бумаге повесят, конфету - зачем? А вот идут славить в этот день Христа - дети, внуки, соседи. Прославили Господа - с ёлочки снимают это яблочко, конфетку - как от Христа подарок. Вот откуда украшения на ёлке появились. Они есть символ даров Христа.

Традиция украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, точнее, из земли Эльзас. Там в начале XVII века практически повсеместно устанавливали к Рождеству это вечнозеленое дерево. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться вечности.

В XVII веке сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку — как символ лестницы с неба, спущенной на землю в Рождество. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями — в воспоминание о сладости райской жизни.

Когда в конце XVII века Петр I совершал путешествие по Европе, ему очень понравилось то, как украшали елку на Рождество. Настолько, что царь издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай в России прижился не сразу, и до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.

elka1Однако с середины XIX века, после первой публичной елки в Петербурге в 1852 году, обычай украшать елку становится чрезвычайно распространенным. Настолько, что Чайковский пишет самый известный в мире рождественский балет — «Щелкунчик», действие которого разворачивается в буквальном смысле под елкой.

В ХХ веке на елку были «гонения». В первый раз — в 1916 году, во время Первой мировой войны, как на пришелицу из Германии. Во второй раз — в 1918 году, формально как на буржуазный пережиток. Хотя на самом деле было понятно: рождественская ель — это слишком очевидный христианский символ. И на некоторое время он практически исчез из жизни советских людей.

В 1935 году, во время голода и депрессии, работники советской пропаганды для поднятия «народного духа» решают вернуть людям «зимний праздник» и елку. Разумеется, это уже не рождественская ель, а просто новогоднее дерево. Сегодня во многих семьях елочка снова стала рождественским символом. И на ней вместо пятиконечной красной звезды вновь, как и прежде, горит Звезда Вифлеемская.

 

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru