Паломническая поездка во Владимирскую область – город Судогда и окрестности

01.03.2018

IMG 726826 февраля состоялась паломническая поездка в город Судогду Владимирской области.

Город Судогда — характерный образец уездных провинциальных городов. Районный город Судогда на р. Судогда находится в 35 км к юго-востоку от областного города Владимир по дороге к г. Мурому. Первое историческое упоминание о поселении на месте Судогда встречается в патриарших окладных книгах 17-го века. В 1623 г. царь Михаил Федорович пожаловал в вотчинное владение дьяку Ивану Грязеву слободку Судогда с деревнями Офониной, Ушаковой, Степачевой и Лавровой. Согласно завещанию дьяка Ивана Грязева, по смерти его и его жены, в 1640 г. слободка Судогда с деревнями перешла во владение Московского Симонова монастыря. А в 1764 г. Судогду с теми же деревнями передали в ведение коллегии экономии. История города Судогда начинается с переименования в 1778 г. слободки Судогда в уездный город Судогда. Не имея промышленных предприятий и густоты населения, город обязан своим появлением исключительно географическому положению. Город назван по расположению на реке Судогда. В свою очередь гидроним по наиболее распространённой версии имеет финно-угорское происхождение. Согласно ей гидроним происходит от древнего финно-угорского «Суткеда/Судгеда» («Извилистая»), что реально отражает топографию русла реки.

По прибытии в Судогду вначале мы посетили Дом народного творчества, где нам устроил теплый прием ансамбль народного творчества города Судогды. Пять милых женщин пропели нам русские народные песни, среди которых были и веселые, и смешные, и грустные, и свадебные, и задорные. Нас угостили душистым травяным чаем и сладкими булочками. Получив заряд радости и подкрепившись, мы отправились на пешеходную прогулку по городу Судогда.

Первым местом остановки был Свято-Екатерининский Собор, главный храм Судогды. Экскурсию по храму провел прот. Георгий, настоятель храма. О том, когда и кем был основан первый храм в Судогде неизвестно. В выписке из «писцовых книг», данной дьякону Ивану, отмечено, что в слободке Судогда есть церковь Николая Чудотворца с приделом святителя Алексея митрополита Московского, и другая церковь мученика Мины. В 1723 г. на месте сгоревшей церкви мч. Мины построена новая деревянная того же именования. Строительство собора было связано с возвышением слободки Судогды, которая в 1778 году получила статус уездного города. Каменный одноглавый собор с колокольней был построен только в 1814 году и на новом месте. Ранее этот храм вмещал 5 000 человек, почти все население Судогды. Богослужения в соборе прекратились только в советское время, когда начались массовые аресты служителей церкви. В период очередных гонений на церковь, 60-х годах ХХ века, пятиглавый Екатерининский собор был взорван, уничтожена колокольня. Теплая часть собора была перестроена и приспособлена под кинотеатр. Алтарь холодной части собора превратили в магазин. Новая церковная община в честь великомученицы Екатерины была зарегистрирована в 1990 году, но только в 1994 году ей передали то, что оставалось от храма. К этому некогда величественный собор представлял собой бесформенную каменную коробку с обветшалой протекающей крышей. Сейчас храм восстанавливается силами местных жителей. Основной придел в честь вмч. Екатерины, правый в честь мученика Мины. Отец Георгий рассказал много необычных историй об иконах, которыми наполнен храм. Некоторые из них чудотворные.

Далее вместе с отцом Георгием мы проследовали в тюремный храм святого благоверного князя Александра Невского. Храм при тюрьме был построен на средства почетного гражданина г. Судогды, купца 1-ой гильдии Ивана Федоровича Безбородова. В храме один престол. Заключенные Судогодской тюрьмы имели свой храм Божий. Для них специально был устроен отдельный вход от городских прихожан. В 20-х годах в связи с тем, что священники г. Судогда были репрессированы, и служить было некому – храм закрыли, церковную утварь вывезли, снесли маковки с крестами и само здание переделали под различные «культурные» заведения.

Основные строительные работы начались с 1997 года. В один из дней, когда с реставрацией было особенно тяжело, рабочие обнаружили на стене вспучившуюся масляную краску. Легко очистив ее, обнаружили замечательно сохранившуюся фреску с изображением перенесения тела благоверного князя Александра Невского. Удивительно то, что больше нигде, как не пытались отскоблить краску, обнаружить фрески так и не смогли. Еще одно чудо, которое произошло в этом храме по молитве верующих – обновление иконы Рождества Христова. Первоначально она была очень темной, с едва различимыми силуэтами. После одной из Литургий отцу Георгию прихожане сообщили о том, что икона стала просветляться.

Попрощавшись с отцом Георгием мы отправились в Краеведческий музей города Судогды. Здесь нам провели интерактивную экскурсию "Земля трёх Спасов". Мы узнали историю трёх храмов в селах Спас-Беседа, Спас-Купалище, Спас-Чамерево, четырёх дворянских усадеб на Судогодской земле, увидели их на макете с природным ландшафтом.

В перерыве нашей поездки нас ждал очень вкусный постный обед в местном кафе.

Далее мы отправились в храм Преображения Господня в местечке Спас-Чамерево. «МЕСТА, ПОДОБНЫЕ РАЮ»,- так писал о селе Чамерево композитор Чайковский, отдыхая во Владимирской губернии. Экскурсию по храму провел настоятель храма отец Виктор. По преданию, храм Преображения Господня, был здесь еще в XVI веке, во времена казанских походов Ивана Грозного, в которых принимали участие дружины местных вотчинников. Среди жителей села бытует такая легенда: «Грозный царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Казанского похода, двигался по судоходным тогда рекам Воймиге и Судогде, и повелел поставить по берегам этих рек три деревянные храма – все в память Преображения Господня. Так и стоят, один за другим, до сих пор три Спаса и три погоста – Спас-Беседа, Спас-Чамерево и Спас-Купалище. Церковь в этом селе была построена в 1670 году на средства помещика Владимира Новосильцева и освящена во имя Преображения Господня. Эта деревянная церковь простояла здесь до конца XVIII века. В 1776 году по благословению епископа Владимирского Иеронима началось строительство каменного храма. В 1785 году был освящен престол во имя благоверного князя Владимира, главный престол во имя Преображения Господня был освящен в 1791 году. В храм была пожертвована древняя чудотворная икона Владимирской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, украшенной алмазами и бирюзой, в начале 20-го века она исчезла. Храм в Чамереве был закрыт в 1937 году. Иконы вынесли из храма в сарай около школы. 7,5 фунтов серебра было изъято большевиками, а иконами разжигали костры и пекли на них картошку... Полы были вскрыты в поисках неких сокровищ, а само здание вообще хотели взорвать. В храме устроили зернохранилище. По официальным данным Владимирского облисполкома, на январь 1962 года церковь пустовала и предполагалась под снос (ранее использовалась под склад); по данным на 1973 год, церковь значилась как подлежащая сносу из-за ветхости здания, невозможности использования и вследствие реконструкции населенного пункта. Как рассказал отец Виктор в 1990-х годах стараниями местных жительниц полуразрушенный храм передали церковной общине. Немногочисленные прихожане стали проводить молебны мирским чином. Иногда приезжали священники и проводили Литургии.

- Когда я оказался в Чамереве, здесь были по сути голые стены (отец Виктор показал нам фотографии храма 2006 года). Восстанавливали мы храм постепенно, - говорил отец Виктор. - Но, что гораздо важнее, пришлось восстанавливать и приход. Дело в том, что из семисот с лишним жителей в церковь ходили 10-15 человек. Сейчас у нас приход около 100 человек. Я все-таки считаю, что в первую очередь надо заниматься душами. А стены – дело второе.

С этого времени заметно активизировались не только реставрационно-строительные работы, но и создается полноценная община с воскресной школой, кинолекториями, молодежная организация "Патриотический союз имени Александра Невского".

Мы поблагодарили отца Виктора за теплый прием и особо за его старания по созиданию общины и восстановлению храма.

Последним нашим визитом стало замечательное село Спас-Купалище на живописном берегу реки Судогды в том месте, где она впадает в реку Клязьму. Тут проходил путь из Владимира в Муром.

По преданию, здесь, при слиянии Судогды и Клязьмы, тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Он был чудесным образом спасен, и выстроил по обету деревянный храм в честь Преображения Господня. Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Храм неоднократно перестаривался, разбирался и строился заново. Теплый каменный храм был построен в 19-м веке на средства князей Грузинских, потомков царской династии Багратиони. Храм закрыли после Великой Отечественной войны, в 1946-1947 гг. Был разграблен, и постепенно разрушался. Жители соседних деревень, приходя в разрушенный храм, чтобы помолиться или просто постоять молча, неоднократно явно слышали таинственное пение под сводами храма. В июне 2002 года было создано подворье Свято-Боголюбского женского монастыря. Силами монахинь, был возведен целый монастырский комплекс, обустроен чудотворный святой источник с надкладезной часовней святого Вонифатия, пристроена купель. На пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с трехэтажным келейным корпусом, представительским домом и хозяйственными постройками, заведено подсобное хозяйство, проложены километры асфальтовых дорог по вековому бездорожью, облагорожено старинное кладбище.

Нам удалось побыть на вечернем Богослужение и с молитвой на устах мы отправились в путь домой.

В очередной раз мы удивились мужеству местных жителей, любящих свой родной край, патриотов, неравнодушных, небезразличных людей с горящими сердцами, восстанавливающих храмы, созидающих приходы, сохраняющих память для потомков, людей, которые гордятся своей историей своего края, какая она ни была. Людей, благодарных Богу и своей родной земле за великое счастье жить здесь и трудиться.

Слава Богу за всё!

Фотогалерея

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru