Пассия

03.03.2018

passiyaСегодня великопостное Православное богослужение не мыслится без такой, уже ставшей привычной, службы, как Пассия. Очень красивая и запоминающаяся служба, которая еще задолго до Страстной седмицы позволяет прожить, точнее даже, прочувствовать Страстную седмицу. Но, при этом, Пассия — служба совершенно неуставная, где встречаются песнопения Страстной седмицы и звучит составленный много позже акафист Страстям Христовым (а ведь акафисты постом читать нельзя, не так ли?). Попробуем найти место для Пассии в составе Православного богослужения и дать ей оценку, является она самостоятельным православным творением.

Пассия, собственно как и некоторые другие любимые народом службы (Погребение Богородицы, или последование иконе Божией Матери «Живоносный источник», Чин прощения) не имеет под собой никаких оснований в Уставе богослужения (Типиконе). Но, далеко не всегда то, чего нет в Типиконе — это плохо. Просто живая богослужебная мысль не стоит на месте, в отличии от неуемных ревнителей православного благочестия, ставящих Типикон превыше всего. Если богослужение живо и молитва животворит церковную общину, то обязательно появятся искусные люди, творящие на острие церковной жизни. В настоящее время таким жанром, в котором происходит постоянное творение нового, является жанр акафиста.

Собственно, если смотреть на Пассию со стороны ее богослужебного строя, то эта служба окажется обыкновенной вечерней с молебном и чтением акафиста, собственно, способ такого служения достаточно распространен.

Во многих местах появление Пассии приписывают митрополиту Петру Могиле, трудами которого многие элементы латинской обрядовости вошли в сокровищницу православного богослужения, но самого последования Пассии, написанного рукой святителя, до сих пор не найдено, да впрочем, было ли оно? Если задаться целью и выяснить, что понималось под Пассией у католиков, то окажется, что это было некоторое сценическое действие, не связанное с богослужением, независимое от него. Это — как бы спектакль на темы Страстной седмицы. Собственно, аналогичным действием для православной традиции были уже канувшие в лету Чин шествия на осляти в Вербное Воскресение и Пещное действо перед Рождеством Христовым (чин, изображающий трех отроков в печи Вавилонской). Но дело в том, что как Пассия на Западе, так и восточные действия, были именно внебогослужебной формой действия, а современный Чин Пассии является частью православного богослужения, состоящего из «обыкновенных» частей и со стороны строя богослужения претензии к Пассии нет.

svМожет быть, можно предъявить претензию к Пассии со стороны чтения акафиста Великим Постом. Но и здесь, возражение разбивается о твердыню Устава. В Типиконе есть упоминание о единственном акафисте ко Пресвятой Богородице (Радуйся Невесто Неневестная), но этот акафист читается именно Великим постом. Раз творцы Типикона не видели в этом ничего страшного, то и нам, думается, не надо пытаться быть святее монахов-творцов и радоваться возможности молиться ко Пресвятой Богородице. А что касается акафиста Страстям Христовым, который читается во время Пассии, то он гармонично вписывается в покаянное время Великого поста и чтение его уж никак не может испортить покаянный настрой богомольцев.

Акафист Страстям Христовым принадлежит перу «русского Златоуста» архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова), с именем этого архиерея связано начало расцвета акафистного жанра в России в середине XIX века. Источником для данного творения явился акафист из униатского западно-украинского сборника. Святитель тщательно переделал акафист, как и несколько иных: Покрову Пресвятой Богородицы, Гробу Господню и Воскресению Христову, Св. Троице, архистратигу Михаилу и установил использовать их в местных храмах, так как «действие сих акафистов на народ было чрезвычайно сильное и благородное».

Кроме того, на Пассии звучат некоторые песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий», поемый во время Чтения 12 Евангелий Страстей Христовых.

В итоге, главным возражением против Пассии, оказывается только некоторая нелогичность, позволяющая уже со 2-й недели поста службу, включающую в себя совершенно особые песнопения Страстной седмицы. Церковный год — это очень важный компонент церковной жизни в целом: он имеет и рациональное, педагогическое значение — мы должны пережить определенную последовательность священных воспоминаний; и мистическое, духовное значение — для нас важен именно такой, а не иной, порядок праздников и постов; и нельзя преувеличивать или преуменьшать ни то, ни другое значение строя церковного года. В этом смысле Пассия оказывается не на месте: вдруг на второй неделе поста мы уже оказываемся в Страстной седмице.

Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru