Несение креста

19.03.2018

nesenieKrestaВ третье воскресенье Великого Поста в Русской Православной Церкви начинается Крестопоклонная Неделя.

Во время всенощного бдения в центр храма выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, и в это время поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

В середине поста мы поклоняемся кресту для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепиться к продолжению поста, Святой Крест остается в храме в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Это значит принимать все жизненные трудности как промысел Божий. Всё, через что придётся пройти человеку - это испытание его верности Господу. Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

Интересно, что русское слово «крест» происходит от праславянского *krьstъ, которое означало «Христос»; которое в свою очередь заимстововано из древневерхненемецкого (krist, christ). Так в самом слове символически соединились орудие смерти и Тот, кто, быв распят на нем, победил смерть. Крестик, который мы надеваем в таинстве Крещения и носим на груди в знак того, что мы христиане, - образ того креста («древа крестного»), на котором Господь добровольно умер за нас, символ стремления исполнить Христову заповедь «взять Крест свой».

Христиане почитают крест, потому что через крестные муки Христос открыл людям путь ко спасению. Ношение креста - свидетельство открытого принятия воли Божьей и веры в то, что всё, что ниспосылается, направлено ко благу человека. Может показаться, что христианство обязывает людей бездумно или с рабским страхом терпеть все удары судьбы, но это не верно. Принимая житейские тяготы с душевным спокойствием и упованием на Бога, христиане стремятся к тому доверию и принятию Божией воли, какое явил нам сам Богочеловек, Иисус Христос, произнеся в смертельной скорби молитву к Небесному Отцу: «Воля не Моя, но Твоя да будет».

Христос разными словами (отречься от себя, взять крест, погубить душу свою) говорит о смерти. Конечно, Спаситель не призывает к самоубийству. Но уничтожение в себе всего греховного, злого, нечистого может быть подчас мучительнее смерти.

Но почему именно таков путь христианина? Разве нельзя просто жить, стараясь поступать по совести, руководствуясь Евангелием, любя ближних? Многовековой опыт человечества – как отдельных людей, так и целых народов и государств – свидетельствует, что это почти невозможно.

Человеческая природа поражена грехом – это факт, который мы должны учитывать в нашей частной жизни, это данность, которую не могут сбрасывать со счетов педагоги, это обстоятельство, на которое не имеют права закрывать глаза политики. Известная формула «человек по природе добр» справедлива применительно к естественному состоянию человека, к той природе, которой он обладал до грехопадения; но говорить так о нынешней нашей природе – наивно и безответственно.

Есть основания полагать, что с падением Адама изменилось и естество всего мира, всей вселенной. И если это верно, то одним из наиболее ярких проявлений в физическом мире грехопадения прародителей является второе начало термодинамики, согласно которому беспорядок в нашем мире неуклонно возрастает. Мы можем улучшить, упорядочить какую-то часть самих себя или нашей среды обитания. Но неизбежной платой за это улучшение будет существенное ухудшение в другом месте. Чистый город на практике означает свалки вокруг города. Сытое общество невозможно без порабощения или уничтожения части этого общества. Развитие какой-либо стороны человеческой души неизбежно влечет за собой недостаток развития других сторон.

Но неужели нет выхода из этого замкнутого круга? Он, конечно, есть. Второе начало термодинамики говорит об изолированных системах. И если мы пытаемся сами строить справедливое общество, если предоставляем ребенка его прихотям и капризам, если занимаемся самосовершенствованием на основе голого рационализма – вряд ли мы достигнем желаемого успеха. Но мы можем выйти из этой изоляции, мы можем найти внешний источник энергии. Этот источник – Бог, эта энергия – божественная энергия.

Но Бог – это не безличный абсолют. Бог – ревнитель, и Он не терпит ничего нечистого. Потому-то и нужно нам отречься от своего ветхого человека, погубить свою злую жизнь, направиться к месту казни наших грехов, неся орудие казни, – только так мы сможем, с Божьей помощью, очистить свое сердце от страстей и сделать его вместилищем божественной благодати.

Христос, чуждый всякого греха и всякой нечистоты, прошел путь самоотвержения до конца. Он умер на кресте отнюдь не символически, и Его воскресение – вовсе не метафора. Наша смерть, поврежденность нашей природы побеждена воскресением Христовым, и нам осталось только последовать за Ним, пройти уже проторенный путь. Царство Божие уже пришло. Нам нужно лишь войти в него или, что то же самое, дать ему войти в нас. Но для этого, признаем честно, нужны немалые усилия, нужна решимость. И здесь не место саможалению. Саможаление означает замыкание в себе. Отвержение самого себя – шаг навстречу Богу, проявление доверия к Нему, свидетельство любви к Небесному Отцу, которая – лишь ответ на Его любовь, на Его сошествие к нам, на Его веру в нас.

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru