Неделя 4-я Великого Поста. Неделя Иоанна Лествичника.

19.03.2018

IoanLestvichnikВ Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника. Личность этого святого представлена как пример для подражания, а его учение — как руководство к духовной жизни, особенно пригодное для чтения в период Великого поста. В богослужебных текстах Иоанн назван «лествицей добродетелей» и человеком, который взошел к высоте боговидения.

Святая Церковь, введя нас в самую главную часть Святого поста — в дни поклонения Святому Кресту, и говоря: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми», раскрывает нам самое главное наше дело на земле: отказываться от себя, от своего греховного «я», взять свой крест и идти за Спасителем.

Говоря это и прославляя Святой Крест, Церковь идет нам на помощь, чтобы мы не впали в отчаяние, думая, что это для нас непосильная заповедь, и дает в течение пятой и шестой недели Великого поста два образа — мужа и жены,— Иоанна Лествичника и Марии Египетской.

Церковь говорит нам: «Вот вы шли в этой великой школе, шли, начиная с осознания в себе греха и оплакивания его вместе с первым Адамом, шли через Православие (вторая неделя), которое выводит нас из того состояния и приводит к дверям рая через жизнь в таинствах, шли через осияние Фаворским светом (третья неделя) и пришли к самому главному в вашей теперешней жизни — к несению креста, к сораспятию на нем Господу». И теперь Святая Церковь дает нам наглядный образ людей, которые, являясь такими же грешными и носящими плоть и грех Адама, как и мы, взошли на высоту первого блаженства.

Преподобный Иоанн Лествичник

О жизни пр. Иоанна Лествичника известно, что он был человек высокообразованный, посвятивший себя подвигам духовной жизни с 16-летнего возраста. Для этих подвигов он удалился на гору Синай и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Послушание его старцу было настолько велико, что он как бы вовсе не имел своей воли. 19 лет прожил он со старцем, до кончины его жизни, а по смерти его решился жить в уединении, избрав пустыню Фола, отстоящую от Синайской горы не в очень далеком расстоянии. Здесь в великих подвигах поста и молитвы подвизался он 40 лет. В продолжении этой необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя он не уклонялся от пищи, не возбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как он сам говорил, «рог гордыни», но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, чем вкушающим. Зато от всякой страсти он воздерживался решительно, повелительно говоря к ней: «Молчи, онемей». Покаяние его было соединено с глубочайшими слезами. Удаляясь пресыщения и лености, он свободное время от молитвы посвящал на чтение Божественных Писаний, списывание книг и спасительные беседы с братией. Обиды, которые случалось ему испытывать от братий, он переносил терпеливо , с молитвой к Богу за обидчиков. Каждую субботу и воскресенье приходил он в обитель, чтоб в храме слушать Богослужение, — приобщиться Св. Христовых Таин, и потом побеседовать со св. Отцами и проверить их указаниями свое состояние. При таких беседах, в собрании, нередко говаривал и Св. Иоанн и как естественно, речь его не могла не иметь преимущества пред другими. Смиренных это радовало; а некоторые неискусные стали подозревать мудрого беседовника в тщеславии, и не умели скрыть такого подозрения. Тогда Св. Иоанн, чтобы не соблазнять немощных, наложил на себя совершенное молчание, которое строго держал целый год; и разрешил его уже, по усердному молению тех самых, которые принудили его к осуждению себя на такой подвиг.

Лествица Дивная высоко – подвижническая жизнь преподобного Иоанна вынудила братию избрать его в игумены монастыря св.Екатерины на Синайской горе после 40-летнего пребывания его в пустыне. Будучи избран игуменом, он прилагал все свое старание к тому, чтобы руководимые им иноки удостоились восхождения к Богу и большего приближения к Нему. Скончался он 80 лет около 606 года, оставив после себя сочиненную им душеспасительную книгу – «Лествицу, возводящую на Небо», показывающую 30 степеней (ступеней) богоугодной жизни — по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей — веры, надежды и любви.

Церковь об авторе

«Во свет невещественный и умопостигаемый от безотрадности мира вещественного взойдя, Иоанн преподобный, молитвами Твоими ко Господу меня просвети. Как воздержания сладостью насытившийся, отринул ты наслаждений горечь: потому лучше меда услаждаешь, отче, наши чувства. Взойдя на высоту добродетелей и низменные наслаждения презрев, ты явил собою сладость спасения, преподобный отче, стаду твоему» (Триодь Постная). Итак, смысл аскезы не в том, чтобы уйти от скверны мира (мир не скеверен — он благ, ведь создан благим Богом), а в том, чтобы обрести нечто лучшее. Те подвиги, которые брал на себя Иоанн — «слаще меда», потому что радость подвижничества делает горьким все то, что радовало человека в этом мире. Если этого не происходит — то все напрасно: мы гонимся за «двумя зайцами». «Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества» — учит Лествичник. Все делается ради этих сверхъестественных благ, а не вопреки мирским благам.

lestnica6Для кого эта книга? Отвечает автор

Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.<…> Взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого — отречение от земного, а конец — Бог любви. Из предисловия к «Лествице» .

Нужна ли мирянам «Лествица»?

Многие люди обосновано сомневаются, стоит ли им браться за чтение этой книги. Как современным семейным горожанам использовать советы, данные монахам VI века? Первой, низшей ступенью духовного совершенствования Иоанн указывает «отречение от жития мирского», второй — забвение всех забот этого мира… А всего ступеней 30. Стоит ли все это читать, если я не могу подняться и на первую ступень?

На эти сомнения сам Лествичник отвечает сам уже в первой главе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного».

Чтобы чтение шло легче, стоит помнить об основной идее этой книги. В чем же она?

В сочинении пр. Иоанна начертан нам царский путь меры и духовной гармонии, исполненный напряженным внутренним деланием и постоянной памятью о смерти. Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна, она «не против плоти и крови, но против…мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных…». 30 сепеней «лествицы» научают нас борьбе с пороками и страстями, одинаково свойственными иноку и мирянину, и воспитанию добродетелей, восстанавливающих в очищенном от греховной нечистоты человеке образ Божий.

В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех; <…> так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога».

На последней ступени подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она, сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же <…> пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих — любы».

Итак, композиционный принцип Лествицы — история любви к Богу. В Любви Божьей можно жить, тогда можно и говорить о ней. Поэтому, наверное, нам надо замолчать — и послушать, что говорит Церковь.

Призывом к восхождению заканчивает свою «Лествицу» преподобный Иоанн Лествичник:

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего (Ис. 2), совершающего нозе наши, яко олени, и на высоких поставляющаго (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути его. Теките, умоляю вас со Апостолом, сказавшим: потщимся, дондеже достигнем вси в соединение веры и познание Божие, в мужа совершенна, в меру возраста Христова (Еф. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимаго возраста, получил тридесятую степень в духовной сей Лествнце, ибо любовь есть Бог, Ему хвала, Ему держава, и Ему сила, в Нем начало всех благ есть и было и будет в бесконечные веки. Аминь».

Источники
Источники

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru