Страстная Пятница. Страстная Суббота

04.04.2018

RaspyatieВсе те события, о которых мы услышали в четверг из чтения двенадцати евангелий, разворачиваются в службах Великой Пятницы.

Утро начинается с чтения часов Великого Пятка (Великой Пятницы). Помимо особых псалмов поются песнопения (тропари и стихиры), основная тема которых – безвинные страдания Христа на кресте. Но на кресте распят Тот, Кто участвовал в творении мира, и сотворил для людей множество чудес и Кто со славою воскреснет. На последнем часе трижды поется: «Поклоняемся страданиям Твоим, Христе», а завершается «Покажи нам и славное Твое воскресение!»

На этой службе читаются фрагменты из Ветхого Завета, книги Апостол и четырех евангелий.

Чтения из Ветхого завета – пророчества содержание которых поразительно совпадают с евангельскими событиями: о 30 сребренниках, за которые был предан Спаситель, о вольном и безропотном шествии Его на смерть, несправедливом унижении и бесчестии.

Внимательный верующий в апостольских чтениях услышит слова о таинственных моментах жизни христиан, связанных с крестной смертью Спасителя, о значении для человечества подвига Христа.

Евангельские чтения повествуют о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со Креста.

Часы отслужены, но народу можно не расходиться далеко от храма. Около двух часов дня служба, центральное события которой – вынос Плащаницы (Большое полотно с иконой, образом Господа после снятия Его со креста). Хор поет тропари, в первом из которых говорится о том, как Иосиф Аримафейский, снял с креста пречистое тело, помазав его благовониями, обвил чистым полотном и положил во гроб (то есть в погребальную пещеру). Второй же тропарь, словно предупреждает уныние намекает на скорую радость. В нем речь идет уже о событии Воскресения, когда жены мироносицы пришли ко гробу и встретили ангела, благовествовавшего им о том, что Христос оказался неподвластным тлению, что Он жив. При пении этих тропарей из алтаря священник выносит Плащаницу и полагает ее на специальную гробницу, которая большую часть церковного года стоит в храме где-нибудь у стены, а в этот момент – в центре. На середину Плащаницы кладется Евангелие.

VinosPlacheniciСлужба завершается своим чередом и, как правило сразу после нее совершается богослужение на котором, читают канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Он практически целиком состоит из слов Пресвятой Богородицы, обращенных ко Христу, когда Он страдал и умирал на Кресте. Но в последнем тропаре звучит ответ Христа: умер Он ради спасения сотворенного мира, но воскреснет и будет прославлен.

По окончании службы народ совершает целование Плащаницы. Подходят по очереди, делают два земных поклона, прикладываются к Евангелию и кладут еще один поклон.

Обычно вечером того же дня совершается служба, от которой до Пасхи – рукой подать. И богослужение это совсем не короткое. Оно представляет из себя особую погребальную службу. В начале службы поются тропари, которые звучали на выносе Плащаницы, но здесь уже появляется пасхальная нотка, хор поет: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный…». Когда Христос сошел во ад, то умертвил его, то есть разрушил власть смерти, таков смысл этого песнопения.

IisusТем временем на середине храма становятся священник (и те кто с ним служит) и начинают петь совместно с хором или читать (все зависит от возможностей и традиций храма) «Непорочны» (очень длинный 118 псалом), к которым добавляются похвалы, тексты воспевающие погребение Христа, сошествие во ад, и Его победу над смертью. Стихи псалма чередуются с похвалами.

Затем следует чтение канона, который по начальному песнопению зовется в народе «Волною морскою…». Очень везет тому, кто слышит его в первый раз. Говориться в нем о страстях, смерти и погребении Христа, но заканчивается он вновь надеждой, от лица Господа говорится, что Он воскреснет и будет прославлен…

На этой службе совершается Крестный ход с Плащаницей. Под пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», священник с Плащаницей на голове выходит из храма, за ним следует хор и все, кто пришел помолиться со свечами в руках. Крестный ход идет вокруг храма, а с колокольни слышен перезвон, по одному удару от большого колокола к малому.

Крестный ход завершается, Плащаница кладется на свое место в центре, служба продолжается и в конце ее читают из Священного Писания, в том числе отрывок из евангелия от Матфея, где говориться о том, как фарисеи поставили у погребальной пещеры Иисуса Христа стражу, чтобы ученики не выкрали Его тело. Но верующие, к этому моменту уже знают, что Христос упразднил власть смерти.

На следующий день, утром в Великую Субботу верующие готовят корзинки с куличами, крашеными яйцами и пасхами (особое произведение кулинарного искусства из творога), которые в Великую Субботу и на саму Пасху освятят. Но это не главное, ради чего верующие с узелками и корзинками тянутся с утра в храм. Длинное продолжительное богослужение этого дня – завершение постного подвига, вот к чему стоит себя располагать. На Литургии Великой Субботы читаются 15 больших отрывков (паремий) из Священного Писания, открывающих верующим историю спасения от власти смерти.

Молящийся слышит историю о начале мира по книге Бытия, его же полнота, «омега» открывается в следующем отрывке пророчестве Исайи о Царстве Божием. Далее следует история об установлении Ветхозаветной Пасхи, прообраза Пасхи Воскресения, затем следует история пророка Ионы, так же как Христос во аде, пребывшего во чреве китове три дня. Следующее чтение повествует о входе евреев в Землю Обетованную, это образ вхождение в Царство Божие. Но войти в него, избавиться от смерти можно подобно евреям, спасавшимся от египтян и прошедшим через Красное море с Божьей помощью, об этом из книги Исход. Содержание всех 15 паремий – пророчества о Воскресении и победе над смертью и о том, что это событие будет стоить жертвы.

grobnicaПаремии заканчиваются и после подготовительных песнопений читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, где говориться о нашем крещении, оно подобно смерти Христовой и Воскресению. Вместе со Христом верующие распинаются и воскресают к новой жизни. Евангельское чтение, которое священник уже читает в белом облачении, повествует об исторических подробностях Воскресения: приход Марии Магдалины к опустевшему гробу, встреча с Ангелом, возвестившим о Воскресении. Скорбь закончилась…

Тогда верующие выходят во двор храма, расставляют на заготовленных причтом столах свои подносы или тарелки с куличами, пасхами и крашеными яйцами. Священник читает молитву на освящение и щедро кропит все святой водой. Утром или ночью (зависит от того, как быстро пройдет служба), после пасхальной службы – разговение.

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru