Неделя 10-я по Пятидесятнице. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА-ЛУНАТИКА (Мф.17, 14–21; Мрк.9, 14–29; Лк.9, 37–42)

11.08.2018

Iscelenie1Исцеление бесноватого отрока произошло в Галилее, на следующий день после Преображения Господня. Краткое описание этого чуда дает Евангелист Матфей, другие синоптики его дополняют.

Ев. Матфей говорит: «Когда они» (т. е. Христос и сопровождавшие Его на Фавор Петр, Иаков и Иоанн), «пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. II запретил ему Иисус; и бее вышел из него, и отрок исцелился в тот час».

Евангелист Марк дает яркую картину явления Христа пред народом. Он пишет, что, когда Христос пришел, большая толпа народа окружала группу Его учеников и книжников Иерусалимских, которые спорили между собою. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников. Но появление Христа прервало спор.

«Увидев Его», – говорит Евангелист, – «весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». Возможно, что небесный свет, осиявший Христа на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле, виде, голосе и движениях.

Христос «спросил книжников: о чем спорите с ними?» Книжники молчали. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его; и они не могли»...

Можно предположить, что отец отрока, некоторое время тому назад, приводил своего сына именно ко Христу, но, не застав Его, обратился за помощью к ученикам, а те не смогли изгнать беса. Не исключено, что это и было темою «споров» книжников и учеников и причиною их смущения.

Далее, по Евангелисту Марку, можно составить полное представление о характерных симптомах болезни отрока. Оказывается, что по внешности они очень близки к хорошо известной современной медицине эпилепсии. Однако, говорить о полном тождестве здесь едва ли возможно. Признаки «эпилепсии» отрока, по Евангелию, следующие: припадки случаются «в новолуния» и приходят «внезапно»; отрок, как бы кем-то «схваченный», падает на землю, «скрежещет зубами», «испускает пену», «сотрясается» всем телом в конвульсиях; проявляет попытки к самоубийству, ибо «бросается в огонь и воду». В то же время он «глухой и немой». Но уже одна периодичность припадков – по «новолуниям» – совсем не характерна для классической эпилепсии. А главное – причина болезни у клиницистов и у Евангелистов, совершенно различна. И если у врачей причиной припадков предполагаются те или иные аномалии в состоянии вещества мозга или состава крови, то у Евангелистов эти аномалии, если и существуют, то являются не причиной, а следствием внедрения в человека инородного, болезнотворного духа. Отец отрока не сомневался, что сын его «одержим духом немым», и беда его состояла только в том, что ученики Христа не могли «излечить» его.

Кроме того, – немота и глухота также не характерны для эпилепсии, хотя иногда и совпадают с нею.

Наконец, склонность к самоубийству ни в коем случае не может считаться постоянным симптомом эпилепсии; скорее, редким ее спутником. Поэтому, Евангельский случай с отроком бесновавшимся в новолуниях, современные нам врачи могли бы определить, как эпилепсию «психогенного» или «истерического» характера, коренящуюся в психике больного. И в этом не было бы ошибки, т. к. именно болезнетворный «дух», овладев психикой человека, вызвал в нем и все патологические явления.

Итак, но свидетельству Евангелистов, болезнь припадочного отрока была настолько тяжела, что ученики Христа не могли исцелить ее. Тогда Христос в скорбном сердце, дивясь неверию людей, порабощенных духом зла, сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И повелел привести к Нему больного отрока. И когда тот только еще подходил ко Христу, «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Начался сильнейший припадок. «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». И тут же обратился ко Христу с отчаянной просьбой: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Тогда Господь, по милосердию Своему, укрепил надежду отца и помог ему найти в себе зачатки веры, «...если сколько-нибудь можешь веровать», – сказал Он ему, – «все возможно верующему. И тотчас», – по свидетельству Марка, – «отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи, помоги моему неверию!» (Марк.9, 19–24).

И эти слова не прошли мимо внимания людей; в течении многих столетий они повторяются всеми, кто подавлен скорбью и жаждет найти исход ее в вере в Божию помощь. Здесь, из многолетних страданий и слез, в душе несчастного отца родилась вера, победившая его прежнее неверие.

Но пока происходила беседа Христа с отцом отрока, народ продолжал сбегаться отовсюду, чтобы поглядеть на необычайное зрелище. Тогда Иисус «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его», – говорит Ев. Марк, – «вышел; и: он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер». Но отрок был жив, и Христос «отдал его отцу его». (Лук.9, 42).

Уже после, когда толпа разошлась, ученики наедине спрашивали Иисуса Христа – почему они не могли сами изгнать беса? И на это Христос сказал им: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Мф.17, 20). И к этому Господь добавил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». (Мр.9, 29).

Следовательно, вот истинный, указанный Христом, путь лечения подобных больных: вера, молитва и пост.

Но что на это могли бы сказать современные врачи-психиатры, в большинстве случаев зараженные неверием? Вероятно, они только улыбнулись бы на такой совет. Но улыбка их, увы, не имела бы целебной силы и не спасла бы больного от тяжкой болезни.

Протоиерей Лев Липеровский.

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru