Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый

28.08.2018

MaksimBlajenniyБлаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко опасению, добровольно, Христа ради приняв на себя личину юродивого.

Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, вы-сказанной доходчиво и образно народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.

Юродство ради Христа считается одним из самых редких и трудных путей подвижнической жизни. Те угодники Божии, которые избрали путь принятия на себя образа лишенного ума человека, постоянно подвергались нападкам, язвительным насмешкам, осуждению, неприятию со стороны окружающих людей.

Святой Максим по собственной воле вел себя неестественно с точки зрения обычной человеческой логики. Как в летний, так и в зимний период, угодник Божий имел скудное одеяние, которое лишь едва прикрывало его наготу. Защитой от зноя и мороза служила молитва ко Господу. Подвижник часто повторял одно выражение: « Хоть люта зима, но сладок рай». Этими словами выражается глубокая мысль о смысле терпения скорбей во время земной жизни.

В Священном Писании Нового Завета есть слова о том, что тот человек, который будет терпеть до конца, будет спасен. Для христианина спасение души имеет величайшее значение, так как все земное существование служит подготовительным этапом к вечному блаженству праведной души с Богом. Святые люди особым образом предчувствовали блаженное состояние души, близкой к Богу, и готовы были претерпеть тяжелейшие тяготы и лишения, чтобы не потерять своей награды на Небесах.

На Руси к юродивым Христа ради относились с большим почтением, так как они могли в лаконичной и иносказательной форме донести очень мудрые спасительные истины. Важно заметить, что не только простой народ, но также знатные князья и бояре прислушивались к советам юродивых подвижников.

Время земного странствия святого Максима проходило в конце четырнадцатого - первой половине пятнадцатого века. Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские на-беги, засуха, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не все по шер-сти, ино и напротив... за дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь неби-тый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились силь-ные мира сего: купцы и московская знать. Блаженный Максим говорил им, знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Обличения юродивого не оставались бесплодными, многие из москвичей обращали свои сердца к Богу.

MaksimBlajenniy2Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. Господу было угодно прославить чудесами Своего угодника: у гроба святого стали совер-шаться исцеления. 13 августа 1547 года были обретены нетленные мощи блаженного Максима и тогда же ему было установлено ему празднование. В Окружной грамоте митрополита Московского Макария сказано: «Пети и праздновати на Москве, августа в 13-й день, новому чудотворцу Макси-му, Христа ради юродивому». Храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба, рядом с которым был погребен святой Максим, сгорел в 1568 году. Но святые мощи Максима оставались под спу-дом. Благоговейные почитатели памяти святого построили над его могилой придел в честь святого Максима Исповедника.

В 1547 году началось официальное церковное почитание Христа ради юродивого святого Максима, о чем свидетельствует окружная грамота митрополита Макария, предписывающая «пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому».

26 августа (по новому стилю) в 1547 году состоялось торжественное обретение мощей блаженного Максима. В 1568 году произошло бедствие: в результате пожара полностью истлел храм в честь святых Бориса и Глеба, возле которого был погребен угодник Божий. На том же месте был возведен новый храмовый комплекс, который был освящен в честь блаженного Максима, Христа ради юродивого. В церкви поместили раку с мощами угодника Божия для всенародного поклонения.

В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе» (около 1634 г.) под 11 ноября сказано: «Максиму юродивому: благовест в лебедь, середней»; под 12/13 августа: «Праздновали прежде сего Максиму блаженному: благовест в лебедь, звон середней; а ныне толь-ко празднуют в ноябре, а поют по уставу». В 1698 году по усердию московских жителей Максима Верховитина и Максима Шаровникова ста-рый Борисоглебский храм был разобран; при этом отвалившийся от стены камень открыл великое сокровище – целебные мощи святого блаженного Максима. Они были с честью перенесены в один из московских соборов, где и находились во все время постройки нового храма. По окончании стро-ительства он был освящен во имя блаженного Максима Московского с приделом в честь прп. Мак-сима Исповедника. Около сорока лет хранились мощи блаженного в этом храме. В 1737 году про-изошел сильный пожар, во время которого сгорел храм во имя Максима Московского. Уцелевшие части мощей блаженного Максима были благоговейно собраны и переданы в Максимовский храм в 1768 г. Священнику этого храма Никите Иванову было поручено изготовить кипарисовый ковчег, украшенный серебром, что и было им исполнение в 1770 году.

Источник
Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru