ПРИТЧА О ЗВАНЫХ: КОГДА НЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ

09.09.2018

BrachniyPir1Что дает нам основание надеяться на то, что мы достойны Царства Небесного? Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

Эта притча была рассказана в очень непростой ситуации. Спаситель находится в доме Симона мытаря, где вместе со Спасителем возлежат фарисеи и другие представители еврейской религиозной знати.

Вот один из участников торжества, вальяжно развалившись на этом торжественном пиршестве, говорит: «Блажен, кто вкусит благ Царства Небесного». То есть, другими словами, жизнь ведь удалась, смотрите, как хорошо, здесь мы торжествуем, пиршествуем и с Богом у нас все тоже в порядке, потому что мы – народ избранный, мы соблюдаем его закон, мы гарантированно попадаем в Царство Небесное.

Спаситель, услышав эту реплику, рассказывает собравшимся притчу. Чтобы понять притчу, которую рассказывает далее Спаситель, надо вспомнить, что брачный пир в то время – это не событие чьей-то отдельной семьи, это событие всего поселения, всего городка, которые в то время в то время были совсем небольшими. Поэтому практически не было такого человека, который бы не приглашался на званый пир.

Что значит, отказ от участия в праздничном пиру? Это тождественно разрыву отношений в хозяином, это подобно пощечине, которую в самый неподходящий момент человек отвешивает другому. Когда хозяин вдруг понимает, что все отказались, что никто не придет, он в раздражении призывает кого попало на пир – больных, хромых, кривых. Как мы сказали бы сейчас, берет, кого ни попадя.

Но самое интересное разворачивается дальше – эти несчастные, совершенно недостойные для участия даже в самом простом человеческом пиру люди, приходят в дом, хозяин им дает богатые одежды, для того чтобы они не ощущали себя некомфортно во время этого праздника.

И тут появляется вдруг какой-то человек. Скорее всего, кто-то из званых решил все-таки прийти на этот пир, чтобы уж не доводить ситуацию конфликта до предела. Но, когда он видит, что на пиру сидят люди, с которыми он на улице и рядом бы постеснялся оказаться, и эти люди одеты в богатые одежды, он отказывается одевать такую же одежду, чтобы, тем самым, подчеркнуть – я не вместе с ними, я не такой, как все остальные.

Хозяин замечает, что на его пиру есть человек не в брачных одеждах, тем самым, декларируя свое противопоставление всему собранию. Увидев это, он обращается к нему со словами: «Друг, как ты попал на этот пир, если на тебе нет одежд?»

Гость молчит, ему не хочется, ему стыдно признаться в том, что на самом деле он просто презирает всех тех, кто пришел на этот пир. В итоге оказывается выброшенным вон за свое высокомерие, а пир продолжается.

Не надо быть великим истолкователем, для того чтобы понять – тот самый человек, пришедший на пир не в брачных одеждах, это и есть законоучители, фарисеи и книжники, которые в тот момент лежали рядом со Христом, будучи абсолютно уверены, что у них место в Царстве Небесном давно забронировано.

Таким образом, Спаситель словами притчи вскрывает тот давний гнойник высокомерия и надменности, который был у этих людей, вскрывает, не для того, чтобы им сделать больно, а для того чтобы их душу очистить от самого главного греха – человеческой гордости, греха, который становится, как каменная стена, между человеком и Богом.

Помоги же нам, Господи, помнить о том, что спасение происходит исключительно по милости Божьей, а не по нашим делам, и нет никаких званий, никаких добродетелей и никаких подвигов, которые стопроцентно гарантировали бы нам попадание в Царство Небесное. Есть только одна милость Божия, на которую можно надеяться, но которую требовать нельзя.

Протоиерей Павел Великанов
Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru