Усекновение главы Иоанна Крестителя

12.09.2018

iconИоанн Предтеча со сценами жития. (Благовестие Захарии, Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи. Усекновение Главы пророка); Византия; XIII в.; Египет. Синай, монастырь св. Екатерины

После смерти Ирода Великого римляне поделили территорию Палестины на четыре части, назначив в каждую из них правителя из своих ставленников. Ирод Антипа получил от императора Августа Галилею в свое управление. Иоанн Креститель обличал Четверовластника в том, что он, оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы), незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу. Некоторые историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. Иродиада была чрезвычайно зла на пророка.

Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков и обличений, Саломея попросил дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду.

И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Саломия в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте.

golovaIoanaПо прошествии времени после Усекновения главы Иоанна Предтечи, Саломия, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лед сдавил ее таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело – в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться, но это ей не удавалось – так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали ее шею. Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи отразилось и на судьбе самого Ирода – в отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него. Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. Он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.

После Усекновения главы Иоанна Предтечи, его ученики погребли тело святого в Самарянском городе Севастии. Святая глава Иоанна Крестителя была найдена и погребена в сосуде на Елеонской горе. Последующие события развивались следующим образом: один подвижник копал ров для основания храма, нашел святыню и хранил ее у себя. А перед своей смертью, опасаясь, что святыня может быть поругана, скрыл ее в земле в том же самом месте, где и обнаружил.

Усекновение главы Иоанна Предтечи относится к разряду великих праздников (так же, как, например, память апостолов Петра и Павла или Покров). В этот день положен пост – не столько потому, что мы скорбим о кончине Крестителя (тогда следовало бы практически все дни года сделать постными, поскольку каждый день в календаре стоит память какого-нибудь мученика), но в первую очередь – в противовес тому разгульному пиршеству, посреди которого совершилось беззаконное убийство пророка.

Обратимся к тропарю Усекновения. Первая строка представляет собой начальные слова известной паремии, которые, в свою очередь, заимствованы из Книги Притчей Соломоновых (Прит 10:7а; в синодальном переводе: Память праведника пребудет благословенна). Однако Иоанн был не просто праведником – он был предтечей (т. е., буквально, тем, кто бежит впереди) Мессии и Его крестителем. И нам, как сказано в песнопении, для удостоверения праведности Иоанна достаточно слов Христа: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11а).

Тропарь 2 гласа св. Иоанна Предтечи «Память праведного с похвалами»
Память праведнаго с похвалами,
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго.
Темже за истину пострадав, радуяся,
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,
вземлющаго грех мира
и подающаго нам велию милость.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Память праведника чтится похвалами,
тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча,
ведь явился ты поистине из пророков славнейшим,
ибо удостоился в струях крестить Проповеданного.
Потому за истину пострадав с радостью,
благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти,
подъемлющего грех мира
и подающего нам великую милость.

В тропаре говорится, что Иоанн пострадал за истину (обратим внимание на аллитерации в греческом тексте: τῆς ἀληθείας ὑπεραθλήσας – тис алифиас иперафлисас) радуясь – несмотря на всю тьму греха, сгустившуюся вокруг пророка в последние дни его жизни, он был рад пострадать за то дело, ради которого он родился и столь много потрудился, – и за того Человека, который был Богом и приход которого он возвещал своим соплеменникам.

Далее в тропаре отражено церковное предание, согласно которому проповедь Предтечи не умолкла с его кончиной, поскольку он, даже и сойдя в шеол, продолжал благовествовать его обитателям пришествие Сына Божьего. Это благовествование душам успопших явилось подготовкой к встрече с Мессией – а об этом говорится в воскресном тропаре того же второго гласа (одновременно это один из тропарей Великой субботы): Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи практически завершает церковный год.

День строгого поста

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей так трактует тот факт, что Усекновение главы святого (то есть насильственное убийство) – является именно праздником: «Сегодня мы празднуем день Усекновения главы Иоанна Предтечи… Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость, но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?»

Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:

«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши - пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве».

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен, вероятнее всего, вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается уставом иерусалимского монастыря прп. Саввы Освященного. В нем говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru