Косма и Дамиан: три пары братьев врачей-бессребреников.

03.11.2018

KosnaIDamianВ Православном календаре, вы найдете три пары братьев врачей-бессребреников римских, асийских и аравийских.

Память Римских мучеников мы чтим 14 июля. 30 октября (новый стиль) прославление Космы и Дамиана — только Аравийских. 14 ноября, когда празднуют Косму и Дамиана, но уже Асийских. И все они братья, жили в конце III — начале IV века, и все были врачами-бессребрениками!

Сколько всего было братьев?

Этим вопросом задаются все, кто ознакомился с житиями трех пар братьев-бессребреников. Действительно, логично предположить, что на рубеже III — IV веков жили святые врачи Косма и Дамиан. Слава о них распространилась широко по всему христианскому миру. И в результате, появилось три разных истории их жизни: римская, /pаравийская и асийская.

Позже для различения братьев были предписаны каноны их изображения:

Римских Косму и Дамиана отличают кресты или ложечки и сосуды в руках;

Аравийских изображают вместе с другими пострадавшими братьями, они имеют головные уборы, похожие на арабские чалмы;

В сюжетах с Асийскими врачами может присутствовать их мать Феодотия, иногда изображается верблюд (или агнец).

Есть, также, и более тонкие правила. Например, Римских Косму и Дамиана пишут молодыми, похожими на Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, а Аравийские братья должны быть похожи на Флора и Лавра…

Для верующего же человека вопрос о различии или единстве всех трех пар безмездных врачей не столь важен. Очевидно, что молитвы, обращенные к ним, будут услышаны. Но с точки зрения христианской истории, агиографии и иконографии — история очень любопытная.

Воспоминаемые церковью 17 октября(30 октября новый стиль), мученики и бессребреники Косма и Дамиан были современники бессребреникам римским. Родина их — Аравия. Подобно соименным бессребреникам, они занимались врачебною наукой, но наука немного помогала им при врачевании болезней. Получив от Бога благодать чудотворений, Косма и Дамиан Аравийские ходили по городам и селам, проповедуя Христа и исцеляя больных силой Христовой. Врачевали недуги людей именем Христа—Спасителя.

В Киликии язычники схватили святых врачей и привели к правителю Лисию. За отказ отречься от христианской веры правитель повелел бесчеловечно бить святых, а потом утопить в море, но Ангел Божий вынес их из пучины на берег.

— Скажите мне — вопрошал их игемон, — каким это чародейством вы спаслись от моря? И я хочу подражать учению вашему.

— Мы христиане — отвечали мученики, — никаких чарований не знаем, имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед.

Раздраженный игемон не хотел более говорить и велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь. Но Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их.

Игемон дивился, но, не познав Спасающего их, испытал над ними новые казни, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от тел их, как от стен, и поражали самих мучителей.

Тогда язычники обезглавили святых. Вместе со святыми врачами были замучены их братья Леонтий, Анфим и Евтропий. (Нельзя путать святых Косму и Дамиана Аравийских с другими бессребрениками, с такими же именами, память которых 1 ноября и 1 июля.)

Время их страданий с достоверностью неизвестно. Несомненно только, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана. Вот, все, что известно об этих святых бессребрениках.

Русский Козьмодемьян

Нельзя не упомянуть и широкое почитание бессребреников Космы и Дамиана в России (называли их по-простому: Кузьма и Демьян). Народу эти святые полюбились и с первых веков распространения Православия начали приобретать удивительные черты. Прототипами для поверий послужили, по видимому, Асийские братья, о которых известно, что они лечили и животных (верблюд!). Так, постепенно, их стали считать покровителями домашнего скота и птицы. В самых глубоких народных поверьях братья Косма и Дамиан сливались в образ некоего Козьмодемьяна.

Известный московский храм на Маросейке посвящен именно Асийским Косме и Дамиану. На день их памяти хозяйки приносили к церкви кур — праздник назывался «курьи именины», «осенние кузьминки». В деревнях крестьянки преподносили кур барыне, а та благодарила дарительниц лентами. Девушки собирались на особые посиделки, где обязательно ели блюда из курятины.

Также, святых братьев считали кузнецами. Рассказывали, что они изготовляли орудия крестьянского труда и безвозмездно раздавали их односельчанам. Потому русские кузнецы не работали в дни прославления Космы и Дамиана (и летом, и осенью). Кроме того, целителям молились и об успехах в учебе — ведь они достигли больших высот в столь сложной медицинской науке.

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru