Слово в 24-ю неделю по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого.

13.11.2018

iscelenieBesnovatogoПротоиерей Всеволод Шпиллер.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вы знаете, братья и сёстры, что Христос жил и проповедовал главным образом в Галилее — это на севере Палестины. Ходил Он и в другие земли: на юг Палестины, в Иерусалим, конечно. Но главным образом жил и проповедовал в городе Капернауме, который стоит на берегу Геннисаретского озера. Однажды переплывает его Господь Иисус Христос со своими учениками и оказывается в стране Гадаринской. А эта земля была пустынной, там селений было немного. В одном из близких к берегу селений, немалом, один из жителей был одержим такой страшной бесовской силой, что буквально терроризировал всё население. Он жил вне этого селения — на кладбище. Могилы там непохожи на наши, они высекались в пещерах, в камнях. И вот в таких пещерах — в гробах жил он недалеко от селения, от дорог, которые вели к озеру. И когда Спаситель сошёл на Гадаринскую землю, то тут же Его и встретил этот бесноватый. В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали, что именно он первый обращается к Спасителю и говорит, называя Его Сыном Божиим: «Зачем Ты сюда пришёл? Что ты имеешь ко мне? Оставь меня в покое!» Говорил не он, говорили бесы, его мучившие, говорил дьявол его устами. Он знал, Кому он говорит, знал, что он говорит Самому Богу, воплотившемуся в лице Господа Иисуса Христа. И знал, что с ним Бог справится. Он просит: «Пощади меня! Не изгоняй в бездну!» А тут паслись свиньи, принадлежавшие жителям Гадаринского села. Спаситель спрашивает бесноватого: «А как твоё имя?» И бесноватый отвечает (не он, а бесы, владевшие им): «Легион!» — их было так много в нём... И просит изгнать этот легион в стадо свиное, что и делает Спаситель. Это стадо тут же низвергается в озеро и тонет. Свинопасы, которые были свидетелями всего этого, бегут в село. А исцелённый человек, из которого изгнан легион бесов, остается при Спасителе.

В это время появляются, вы слышали, жители гадаринские, чтобы самим посмотреть, убедиться самим в том, что же случилось и с этим бесноватым, и с их свиньями. Видят: страшилище исцелён! Стоит вместе с учениками Христа около Него. Совершенно здоров, возвращён к жизни человеческой! А стада свиного нет... И вот эти жители гадаринского села, заметьте, не изгоняют Спасителя, а просят Его: «Уйди от нас!»

Для них совершенно ясно было, что действует в Иисусе Христе не простая человеческая, а Божия сила, которая несёт людям только одно добро — всегда! Человек, так страдавший сам и заставлявший страдать вокруг себя столько людей, исцелён, возвращён к жизни... Он — человек!.. А свиней нет... Но свиньи им, кажется, дороже: «Уж лучше бы этот человек был, каким он был — обладаемый этою злой силой и мучивший и себя, и нас, — таким бы и остался, но чтобы свиньи наши были с нами!..» И просят Христа уйти.

Смотрит Господь Иисус Христос и на них, и на это озеро. Вероятно, с глубокой печалью — на них и, может быть, с некоторою радостью на тот, другой берег озера-моря — свой, галилейский, где так много доброго Он совершил, и где люди поняли, что Он даёт, и не все от Него отвернулись. Наоборот, много пошло за Ним людей, зная что Он несёт с Собою в мир. Идет Спаситель к лодке.

В это время исцелённый просит Христа взять его с собой, Он хочет быть вместе с тем народом, который принял Христа, понял, что Он людям принес, хочет быть со Христом и вслед за Ним идти. Но вот, братья и сёстры, в то время как Спаситель этого никому не запрещал, как правило, только в каких-то исключениях Он давал какие-то другие, если можно так сказать, послушания, вот что Он говорит этому исцелённому: «Нет, нельзя тебе идти за Мной!» Помните, другим Он говорит: «Кто хочет идти за Мной — возьми свой крест и иди!» А тут говорит: — Нет, возвратись домой, в этот посёлок гадаринский, вот к этим самым людям, которые просили Меня уйти, и рассказывай им, говори им о том, что ты получил от Бога, что сотворил с тобой Бог! — И исцеленный ушёл от Него в свой родной посёлок и свидетельствовал о Христе, о силе Божией. Он стал свидетелем Бога, и жизни в Боге — в любви.

Братья и сёстры! Гадаринские жители были объяты меркантильностью — так мы теперь это называем, необычайной привязанностью к материальным благам. Может быть, их меркантильность была меньше нашей, потому что всё-таки свиное стадо давало им средства к жизни. Мы не знаем, были ли у них ещё и другие... Земля — каменистая, было ли там землепашество?.. Но знаем, что свиное стадо было, конечно, средством к жизни этих людей. Они считали, что потерять свиней — катастрофа, несмотря на то, что имели перед собой дело Божие. Поверив в Бога, в Божию силу, они с помощью этой силы возместили бы сторицею то, что потеряли. Но не до того им было — меркантильность ими владела, привязанность к материальным благам, материализм, если хотите.

Исцелённый ушел туда, к людям, на которых и мы тоже с вами отчасти похожи. Но мы похожи всё-таки гораздо больше на исцелённого, а не на гадаринцев. Мы, ведь, с вами знаем, что даёт Божия сила! У каждого верующего человека в жизни был опыт встречи с Богом, хоть один раз, хоть минутный, но был! И мы знаем, что такое любовь Божия, что такое милосердие Божие, что такое сила Божия, которая помогает нам быть лучше, чем мы есть, которая открывает перед нами столько прекрасного! Разве красота не приходит из другого мира в этот мир? Разве полная истина не коренится в том, горнем мире? В проповеди Господа Иисуса Христа, в евангельской вести, какие мы с вами имеем откровения истины, правды Божией и добра! Сколько Христос сделал каждому из нас в отдельности, скольким людям и всему человечеству! А мы с вами свидетели или нет о Христе, в жизни, которой мы живем, и среди тех людей, среди которых призваны жить?

Свидетельствовать о Христе можно по-разному: можно словами, лучше — делами, своей жизнью. Мы с вами, всё-таки гораздо больше похожи на исцелённого, потому что в Крещении ещё получили крещенскую благодать. Она нам даёт возможность быть гораздо лучше, чем мы были бы, не имея её. Но разве мы с вами свидетельствуем об истине так, как велел Господь Иисус Христос исцелённому? Нет... В этом мы на исцелённого непохожи. Нам нужно прислушаться к тому, что ему велел Господь Иисус Христос — ведь, это Он нам велит в тех условиях и в той среде, где мы живём, свидетельствовать о Христе, о том, что Бог творит в этом мире.

Красота, добро, истина — это духовные ценности. Они все имеют один и тот же онтологический корень в другой реальности — горней, в горнем мире. А здесь — откровения, явления их в этом мире. Мы с вами, ведь, знаем, что это такое, и понимаем, откуда это всё. Но как мало людей, которые воспринимают красоту, добро, истину так, как надо! Мы с вами должны, братья и сёстры, лучше свидетельствовать о том, что Бог нам даёт: во внешнем мире, во вселенной, в устройстве нашего человеческого естества даже, в нашей жизни личной, во всём. К нам обращено то, что сказал Спаситель этому исцелённому. Поэтому-то апостол Пётр и обращается к христианам тогдашним и теперешним со словами: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, взятый в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из темноты в чудный Свой свет».

Аминь.

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru