10 февраля празднуется Собор Новомучеников и Исповедников Российских
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.
В этот день многие посещают места мученической кончины святых. Одни из самых известных – Бутово в Москве и Левашово в Санкт-Петербурге. Но где еще есть подобные места?
Что такое Бутовский полигон? История и факты
В 1991 году были рассекречены архивы КГБ, и в них обнаружили расстрельные акты на 20761 человека.
Место захоронения было установлено в результате специального следствия КГБ. Им оказался пустырь на окраине поселка Бутово.
332 человека из числа расстрелянных в Бутово было прославлено в лике святых.
Весной 1994 года сведения о расстрелянных на Бутовском полигоне священнослужителях были переданы патриарху Алексию II через настоятельницу Новодевичьего монастыря игуменью Серафиму (в миру доктор технических наук, профессор Варвара Черная). Она приходилась внучкой священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову), который был расстрелян на в Бутово.
Бутовский полигон – это первая территория массовых захоронений, переданная под ведомство Московского Патриархата, в 1995 году.
В 1995 году началось строительство первой церкви на Бутовском полигоне. Это небольшой деревянный храм, расположенный прямо на территории захоронения. В 1996 году он был освящен в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российским и стал первым храмом в России посвященным святым Церкви Русской пострадавшим в годы гонений xx века.
В 2007 году был достроен и освящен второй, уже каменный собор. Сейчас подходят к концу работы по росписи храма, которая тоже является уникальной по своему характеру: значительная часть изображений посвящена именно святым XX столетия.
В 2007 году на Бутовском полигоне была организована экскурсионная служба. Ежегодно сюда приезжают паломники, светские экскурсионные группы, иностранцы, школьники.
При храме существует воскресная школа и работает спортивно-туристический клуб «ФОРТ-РОСС».
Для детей и подростков организуются велосипедные, пешие, водные походы на байдарках, связанные с посещением мест служениях святых пострадавших на Бутовском полигоне.
Общиной организуются паломнические поездки, в ходе которых посещают не только известные места, значимые для каждого православного человека – Саров, Дивеево, Киево-Печерская лавра – но и места, связанные с житием бутовских святых.
Ежегодно 7 февраля, в день Собора Новомучеников и Исповедников Российских в каменном храме на Бутовском полигоне проходит праздничная служба.
Где еще есть места, подобные Бутовскому полигону?
Поселок Коммунарка. Находится примерно в 10 километрах к западу от Бутовского полигона . Здесь находился совхоз относящийся к ведомству НКВД и на его территории располагался спецобъект, где, как минимум до 1940-го года производились массовые захоронения. В 1999 г. территория «Коммунарки» была передана Русской Православной Церкви. На пожертвования был выстроен храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Донское кладбище и крематорий. Тела убитых сбрасывали в ямы на кладбище или сжигали в крематории, устроенном в закрытом храме.
Левашовская пустынь близ Санкт-Петербурга. Аналог «Бутовского полигона» Москвы. Здесь захоронены останки 47 тысяч репрессированных в годы советской власти ленинградцев, среди них предположительно около 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей.
Ржевский артиллерийский полигон. Расстрелы и захоронения начались еще в 1918 году и продолжались вплоть до 1953. Здесь покоится порядка 100 тысяч человек.
Тесницкий лес. Расположен на подъезде к Туле. Издавна он служил полигоном для испытаний тульского оружейного завода, поэтому раздававшиеся здесь выстрелы никого не настораживали. До сих пор не установлено, сколько людей было расстреляно в Тесницком лесу. По приблизительным подсчетам в этом лесу произошло убийство 2,5 – 3 тысяч политических заключенных. В Тесницком лесу приняли смерть за веру многие священнослужители, в том числе монахи Оптиной пустыни во главе с последним настоятелем обители архимандритом Исаакием. Тульские монахини Августа (Защук), Мария (Лактионова) и Агриппина (Лесина), убитые в этом лесу, в 2002 году определением Священного Синода Русской Православной церкви были причислены к сонму новомучеников. В 2001 году здесь была заложена часовня в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
Село Медное. Расположено к северо-западу от Твери. Подобно Катыни, более известно как место массового захоронения польских военных, убитых в 1940-ом году. Однако в Медном находятся и большие захоронения наших соотечественников. С 1932 по 1953 год здесь расстреливали и хоронили расстрелянных в Твери: детей и стариков, рабочих и священнослужителей. В селе Медное создан мемориальный комплекс, действует музей. Значительный вклад в его создание внесли власти Польши, и все памятники здесь посвящены памяти расстрелянных поляков.
Бежецкая тюрьма. Находится в городе Бежецке, на северо-западе Тверской области. В годы репрессий здесь содержались арестованные по политическим статьям. В делах многих из них значится: «Приговорен к расстрелу. Расстрелян». Естественно, эти люди были захоронены где-то поблизости, никто не стал бы везти их в Тверь или Медное, на другой конец области. Но место захоронения до сих пор не установлено.
12-м километр Московского тракта, Екатеринбург. В 90-е годы было определено место массовых захоронений и создан мемориальный комплекс жертвам политических репрессий 1930-1950-х годов. Здесь установлены плиты с фамилиями, инициалами и годами рождения многих тысяч до сих пор покоящихся здесь в земле жертв. Однако этому месту не присвоен статус исторического памятника, оно существует как кладбище, а поэтому по закону может быть снесено.
Городские кладбища. Для захоронений репрессированных вообще часто использовали городские кладбища, захоранивали, а правильнее сказать, закапывали тайно, по ночам. Например в Рязани таких кладбищ два – Лазоревское и Скорбященское. На территории Лазоревского кладбища было расстреляно и захоронено много священнослужителей. Однако участок с подобными массовыми захоронениями, к сожалению, был уничтожен. На его месте расположился коттеджный поселок, построенный в 90-е годы. Только часть останков была перезахоронена на окраине Рязани. Стоит отметить, что и Бутово, и Левашово, и Медное – это тоже дачные поселки. Еще во времена советской власти здесь выделялись участки сотрудникам КГБ.Чего мы не знаем о местах массового захоронения?
Лагерные кладбища и кладбища спецпоселенцев.
Мы говорим в основном о захоронениях времен большого террора 1937-1938 годов, а ведь репрессии начались раньше и продолжались гораздо дольше. Многих людей не расстреливали, а отправляли в ссылки в Сибирь и на север. По сути таких людей тоже обрекали на смерть. Их отправляли в дальние края, бросали среди лесов, болот, степей, где было практически невозможно добыть себе пропитание. Единственный выход – делать то, что приказали, чтобы получить паек. Не выполнил – остался без пайка. Нет пайка – обречен на голодную смерть. Практически половина ссыльных умирала. Где-то на их кладбищах сохранились кресты, где-то нет. Подобные кладбища, лагерные или спецпоселений, такие же места массовых захоронений жертв репрессий как и Бутовский полигон. Только, что не расстрелянных, а убитых другим способом, может быть более мучительным.