Покровительница артиллерии и шахтеров. Память вмц. Варвары (III – начало IV в.)

20.12.2019

VmchVarvaraКто же покровительствует столь грозному оружию – «богу войны»? Оказывается, Варвара (греч. Barbara – 'иноземка') – героиня христианской агиографической литературы, дева и святая великомученица, почитае-мая на православном Востоке (особенно в России) и католическом Западе. Ее память – 17 декабря по ново-му стилю (4 декабря по старому); на Западе – 4 декабря.


Житийное повествование о жизни и страданиях Варвары основано на древнем сказании, сформировавшем-ся в VII веке и имеющем, вероятно, египетское происхождение. Для него характерна символическая обоб-щенность и сюжетный параллелизм (сходные варианты повторяются в рассказах о св. Ирине и св. Христине), сочетаемая с вариативностью деталей. Согласно агиографическим источникам, Варвара родилась в египет-ском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Чтобы предохранить прекрасную и умную дочь от домогательств женихов всего Египта, отец строит для нее высокую башню, не подозревая, что это провиденциально совпадает с её целомудренной решимостью блюсти девство. Завер-шающие в отсутствие отца строительство башни каменщики должны пробить в стене два окна, но Варвара, тайно принявшая христианство, велит пробить три (как зримое исповедание веры в Святую Троицу), низвер-гая при этом установленные в башне статуи языческих богов.

VmchVarvara1Вернувшийся Диоскор, узнав об этом, передал дочь в руки префекта Мартиниана, подвергнувшего Варвару жесточайшим пыткам. В темнице она получает утешение и исцеление от явившегося ей Иисуса Христа и чу-десно преподанного причастия. (Отсюда роль Варвары как святой, в трудных обстоятельствах спасающей христианина от опасности умереть без причащения.) Во время продолжающихся пыток Варвара поет псал-мы, словно не ощущая боли. Наконец, взбешенный Диоскор собственноручно отсекает дочери голову и мгновенно несёт наказание от испепеляющей молнии. Предания относят мученичество Варвары либо к на-чалу IV века (период последних массовых репрессий против христиан), либо ко времени императора Мак-симина (235–238); в этом случае подчеркивается, что наставником Варвары в богословии был знаменитый христианский ученый Ориген Александрийский († 253/4).

VmchVarvara2История мощей святой Варвары
В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении — Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место (историки оспаривают некоторые факты: у Алексея Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка, чьё имя неизвестно, скорее всего, была дочь чешского князя).
В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в польский город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл, взяв приступом Киев, получил две части мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому, а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь Николая Чудотворца, где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.

MoschiВ 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию.
В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поется пред её мощами.

MoschiVarvari1При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты в музей. Ныне они хранятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Левая стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада) — она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык), который с 1952 года служил в Канаде.
По свидетельству византийской писательницы Анны Комниной (1083–1153/4), в храме св. Варвары находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. В 1108 году часть ее мощей была принесе-на в Киев византийской принцессой Варварой (из династии Комнинов), вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича (Михаила). Житие Варвары – любимое чтение на Руси – воспроизведено в акафисте, составленном Киевским митрополитом Иоасафом Краковским (Кроковским) (1708–1718), а также в народ-ных стихах и псалмах.

IzobrajeniiVarvariДревнее изображение Варвары сохранилось на римской фреске VIII века. В следующем столетии Запад за-имствует ее житие из Менология («Месяцеслова») византийского агиографа Симеона Метафраста. Здесь она является одной из Четырнадцати Святых Помощниц – «патронесс», избавляющих от неожиданной смер-ти. Варвару призывают в молитвах как спасительницу от бури на море и от огня (смертельной молнии) на су-ше, что, видимо, стало основой почитания её как покровительницы оружейников и огнестрельного оружия (артиллерии). Варвара изображается с короной, мечом (как орудием казни), башней с тремя окнами (макет которой она может держать в руке) и павлином (символом бессмертия и Воскресения Иисуса Христа), а так-же с потиром (чашей для причастия), символизирующим счастливую христианскую смерть. У ног Варвары может находиться пушка. Особой популярностью образ Варвары пользовался у фламандских и итальянских художников XV–XVI вв. Мотивы жития Варвары использованы в поэме Г. К. Честертона «Святая Варвара».
Св. Варвара является покровительницей ремесел и многих профессий, включая шахтеров, которые посвятили ей много костелов, часовен и алтарей. Самый известный в Чехии костел св. Варвары находится в Кутна-Горе, городе серебряных руд.

VmchVarvara3В Польше святая Варвара в основном связана с шахтерами. Ее изображения и статуи можно найти не только в часовнях шахт, но и в домах горняков и костелах. Для всех работников горной отрасли 4 декабря является выходным днем.
Кроме того, св. Варвара стала заступницей всех, кто имеет дело с оружием. Поэтому ее образ часто можно увидеть на флагах. Также святая считается защитницей от смерти от молнии, ураганов и пожаров, покровительницей умирающих.
Покровительницей артиллерии, оружия и прочих вещей, связанных с огнём, святая стала благодаря описанному её Житии чуду - её мучители, включая родного отца были испепелены молнией, обрушившейся с небес. Шахтёры избрали её своей покровительницей по причине другого чуда из Жития - когда святая спасалась бегством от обезумевшего отца, то встретившаяся её на пути гора расступилась и укрыла мученицу в своих недрах. День св. Варвары, 4 декабря, отмечается как день артиллерии в армиях Великобритании, Австралии, Канады, Норвегиии, США.
Интересные факты
В честь святой Варвары названо множество географических пунктов (Санта-Барбара), а также астероид (234) Барбара, открытый в 1883 году.
VmchVarvara4Святая Варвара изображена на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Источник
Источник

 

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru