Один из десяти

28.12.2019

odinIzDecytiПротоиерей Александр Сорокин
Данное евангельское чтение заставляет нас вспомнить о том, что христианство – это, прежде всего, благо-дарность. В этом – главная особенность и сущность христианской веры как «религии» и христианской жизни как религиозного опыта. Неслучайно главный церковный акт (Таинство), делающий Церковь Церковью, обозначается словом Евхаристия – в переводе с греческого «Благодарение». Здесь формулируется благо-дарность за само творение мира, за то исключительное внимание, которое Бог уделяет человеку, за спасе-ние, то есть за Христа Спасителя – именно Такого, Каким Он явился и Каким Он описан в Евангелии.


Конечно, благодарение – как важная составляющая религиозного опыта – не является исключительным изобретением христиан. Наши евхаристические молитвы в основе своей восходят к «благодарственным» молитвам, сложившимся ещё до Христа в ветхозаветном Израиле. Да и вообще, благодарность – одно из са-мых возвышенных и добрых человеческих переживаний безотносительно религии.
Однако, с другой стороны, благодарность и как религиозное переживание, и вообще как человеческий опыт, порой бывает весьма трудным и непривычным делом. В самом деле, в каком-то смысле легче и про-ще жить и общаться в товарно-денежных категориях: «ты мне – я тебе». И, как ни странно, именно в рели-гии, то есть там, где речь идет о наиболее ответственных взаимоотношениях – с Богом! – подобные катего-рии кажутся наиболее безопасными и удобными. Так религия с ее правилами, законами и канонами стано-вится препятствием простой, «человеческой» благодарности. Ведь настоящая благодарность (в одном из десяти случаев) – всегда требует неформального, живого и потому всегда нового усилия. Если и говорить о новизне Нового Завета, то она заключается именно в способности адекватно отвечать Богу, Который всегда Жив и Нов. Проповедь же Иисуса Христа и является обострением этого требования неформального, благо-дарного отношения к Богу. Насколько это трудно? Один шанс – такова вероятность успеха, судя по разбира-емому евангельскому чтению. Оставшиеся девять шансов – это остаться в ситуации, где всё предписано, определено и запрограммировано.
Евангелие дает нам ещё одно тонкое наблюдение. Исцелившийся прокаженный вернулся. Какого рода воз-вращение имеется в виду? Чаще всего возвращающийся человек – это человек, что-то забывший и в досаде спешащий это что-то доделать задним числом. Здесь же мы читаем о том, как некто «возвратился, громким голосом славя Бога». Тем самым он силится вырваться из замкнутого круга законнической религии.
Так он входит в новое качество отношений с Богом. Христос его напутствует: «Вера твоя спасла тебя!» Такие слова в устах Иисуса всегда звучали как вердикт о том, что такой-то герой принимается в собираемый Хри-стом новый народ Божий, Его Церковь.
Вся Священная история – история о том, как Бог налаживает отношения с человеком, подобно тому, как на-страивается музыкальный инструмент или радиоприемник. В Библии вовсе не рассматривается как главный постулат тот очевидный факт, что Бог существует. Если для человека Бога нет (или даже пока нет), то вопрос о выстраивании отношений с Ним теряет смысл. В Библии же всё время речь идет о поиске наиболее содер-жательных, осмысленных и приносящих радость отношений человека с Богом, и о том, чтобы избавиться от всего, что вредит этой радости.
В этом смысле Евангелие продолжает поиски человеком Бога, но и, в не меньшей степени, – поиски Богом человека. Иначе выражаясь, Бог в Евангелии ещё более явственно, чем прежде, даёт понять, какого отно-шения к Себе Он ждет от человека. Данное Евангелие – один из ярких тому примеров.
Мы читаем о десяти прокажённых – тех, чья участь была решена не только в медицинском смысле слова, но и, что существеннее, в общественно-религиозном. Они погибали не только физически, но и уже погибли, как было принято думать, в смысле общественном и церковном. Для народа Божия, для общества Господня, для Ветхозаветной Церкви – они стали совершенно чуждыми. Есть даже соответствующий церковный тер-мин, который сюда вполне бы подошел – экскоммуникация, то есть исключение из общения.
И всех исцелил Христос, тем самым дав реальные основания для возвращения в общество, в лоно Церкви. Но как по-разному они себя ведут! Какое разное ответное отношение встречает Тот, Кто их не просто исце-лил, а вернул им жизнь во всей её полноценности! Конечно, все они, все десять, необычайно обрадовались. Но подавляющее большинство из них обрадовалось, как радуется человек, выздоровевший после приема определённого лекарства. Принимая лекарство, человек не просто надеется, а знает, что оно должно по-мочь. Не будет преувеличением сказать, что огорчение человека в случае недействия лекарства будет больше, чем радость в случае его действия. Девять исцелившихся, будучи иудеями, то есть принадлежав-шими к народу Израилеву, разумеется, обрадовались, но как бы в определённую меру. И главное, они тем самым как будто вышли на некую магистраль, где есть своя строго определённая последовательность даль-нейших действий. И вот в этой-то последовательности действий не оказалось места для простой благодар-ности.
Десятый же – «и он был самарянин» – это тот, кто после исцеления остался один на один с исцелившим его Богом. Он не был связан никакими обязательствами. Чем он может отплатить? У него ситуация совершенно обратная – ничего, кроме простого «спасибо», он не может предложить в ответ.
Примерно то же испытывает человек, только-только приходящий к Богу и начинающий определять свои с Ним отношения. Хотелось бы пожелать ему не потерять этого чувства, чтобы он как можно позже присоеди-нился к тому подавляющему большинству, которое представлено девятью из десяти исцелённых. Шанс у него есть, правда небольшой – один из десяти!

Источник 

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru