Спасти погибшее

07.02.2020

zakheyУдивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлин-ного духовного перерождения. Все его считали грешником и паршивой овцой. С особой многозначительно-стью мытарей и блудниц называли словом «грешники». Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то осо-бенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени.

Желание Закхея

Евангелие сообщает: «Закхей хотел посмотреть, кто же это Иисус…» Простое любопытство? Но, отвергну-тый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался. Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек – друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он – их Спаситель. В Нем есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало уви-деть Иисуса.
Природа не виновата, но для желанной встречи имеется серьезное препятствие. Закхей был важным чело-веком в корпорации мытарей, но не вышел ростом, и ему никак не подняться над толпой, которая со всех сторон теснит Иисуса. Задумаемся при этом: разве мы сами не являемся духовными карликами в те момен-ты, когда нам не хватает силы характера, искренности, веры для того, чтобы следовать за Христом?
Другое препятствие, которое не позволяло Закхею войти в Царство Божие, было связано с его служебным положением. Люди ненавидели мытарей. Во-первых, те состояли на службе у римских оккупационных вла-стей, то есть считались предателями, а Закхей был главным из них. Во-вторых, как и большинство его кол-лег, он наверняка занимался махинациями, заметал следы, не гнушался насилием, чтобы вытрясти деньги из бедных, и не стеснялся забрать то, что ему приглянулось. Для людей эти вымогательства были мучитель-нее самих налогов, поэтому его ненавидели как вора и разбойника. Наконец, он был богат: а, как известно, невозможно одновременно любить Бога и маммону.
Но его жажда увидеть Иисуса была сильнее всех препятствий. Пренебрегая своим авторитетом, начальник налоговой службы Иерихона, как мальчишка, залезает на дерево в ожидании Спасителя. Кто воистину жела-ет быть со Христом, рано или поздно преодолевает всё и находит свою смоковницу, чтобы возвыситься над толпой и увидеть Бога.

Спаситель Закхея

Никакие усилия не остаются тщетными. Господь умеет найти тех, кто ищет Его, даже в самых неожиданных местах: Он нашел Матфея на мытнице, Нафанаила под смоковницей, самарянку у колодца, разбойника на кресте.
В густой листве смоковницы Закхей устроился как в засаде: он видит Иисуса, но увидит ли Он его? Несомнен-но! Очи Господа обозревают всю землю, чтобы укрепить тех, чье сердце всецело принадлежит Ему (2Пар.16:9).
Закхей привык к тому, что все смотрят на него с отвращением, – он навсегда отлучен от народа Божия… Во взгляде Иисуса он впервые увидел нечто совершенно иное. В нем не было ни тени осуждения, ни тени озлобления. Этот взгляд был исполнен ласки, изумления и света. Закхей остается пока самим собой: поте-рянный человек, жалкий предатель. Пусть так, но от этого Бог его не любит меньше, ибо Отец Небесный одинаково принимает и праведника, и злодея.
Внезапно неизъяснимый мир и ликование наполняют душу Закхея. Он не верит своим глазам. Все происхо-дит настолько стремительно, что он не успевает даже произнести слова самообличения или раскаяния. Тол-па тоже не верит своим глазам; окружающие изумлены еще больше, чем сам Закхей. Что же произойдет те-перь? Иисус не боится скомпрометировать Себя общением с отверженным. Более того, Он зовет его по имени, как будто не Закхей искал видеть Иисуса, а Господь искал встречи с этим человеком, взгромоздив-шимся на смоковницу.
Спаситель торопит: «Слезай скорее!» Наш грех – как высокое дерево. Господь зовет каждого, кто прячется среди зарослей обид, сомнений, гордыни и любого нечестия. Грешник, подобно Закхею, должен спуститься для того, чтобы Бог его смог возвысить до праведности. Своей любовью Господь смиряет, не унижая, и воз-носит, не искушая гордыней. Подлинное покаяние происходит от встречи с этой внезапной любовью, кото-рая вызывает сожаление об ошибках прошлой жизни и возвышает к жизни новой. Когда Святой входит в дом мытаря, грех оттуда выходит навсегда.

Обращение Закхея

Не остается никаких сомнений относительно величайшей перемены, которая произошла в этот вечер в ду-ше и в жизни Закхея. Евангелие отмечает этапы этого пути: послушание – радость – щедрость. Прежде всего Закхей послушался и «поспешно спустился». Как созревший плод падает с дерева при малейшем дуновении ветра, он упал к ногам Иисуса при первых словах, обращенных к нему. Затем он с радостью принял в своем доме Спасителя. Никакое чувство не сравнится с радостью о спасении. До этого он был жестоким и скупым человеком, но в момент встречи он окончательно исцелен от греха. «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих». Он поступает так не для того, чтобы спастись, а потому, что уже спасен.

Ропот толпы

Разумеется, тут же находятся люди, которые не упускают случая омрачить праздник. «К такому грешнику и Он вошел под кров?» – слышится ропот негодования в завистливой толпе, которая в этот момент словно вторит словам старшего брата из притчи о блудном сыне.
Пусть Закхей грешник, но от этого Бог его не любит меньше: «…и этот человек – сын Аврамов». В каждом грешнике, как бы низко он ни пал, Господь видит сына и наследника обетований.

Чем объяснить столь внезапное обращение?

В ответе Закхея чаще всего усматривают решение покаяться и даже откупиться. Но в действительности он не говорит «я отдам»; он скорее объясняет Иисусу, что уже поступает именно так. Недаром евангелист Лука рассказывает, как мытари приходили к Иоанну Крестителю с вопросом: «Учитель, что делать нам?» (Лк.3:12). Мы не знаем, принял ли тогда Закхей крещение покаяния, но это вполне вероятно, учитывая стро-гость, с которой он готов искупить причиненные обиды. Иисус называет его сыном Авраама уже не по при-чине кровной принадлежности к народу Божию, но за его веру. Позже апостол Павел скажет: «Знайте же, что сынами Авраама являются те, кто имеет веру» (Гал.3:7).
Но для того, чтобы спастись, одних человеческих усилий Закхею недостаточно. Для этого необходима встре-ча с Христом-Спасителем, Который пришел «взыскать и спасти потерянное». В безводной пустыне души это-го мытаря однажды все-таки прозвучал голос Предтечи: «Уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его!» (Мф.3:3). И теперь долгожданная встреча с Тем Единственным, Который мог его спасти, совершилась.
И, подтверждая это, Иисус торжественно возглашает: «Сегодня пришло спасение этому дому, потому что и этот человек – сын Аврамов. Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало» (Лк.19:9-10).
Язвы греха может уврачевать только спасительная любовь Божия, которая способна наполнить светом са-мые сокровенные глубины человеческого сердца. Вопреки всему там, где чаша греха наполнена до краев, благодать в изобилии изливается через край.
Иерей Димитрий Сизоненко

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru