Страстная седмица

15.04.2020

RaspyatieСтрастная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный празд-ник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.


С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводи-ли Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосер-дия.
Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Страстная седмица
прот. Григорий Дебольский
По царском входе своем в Иерусалим Иисус Христос до самой смерти своей ежедневно бывал во храме Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра (Лк.21:37-38). В это время Спаситель между прочим произ-нес слова: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейски-ми: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сы-ном человеческим (Лк.21:34-36). Таким образом, дни перед Пасхой Сам Господь освятил своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейной бодрствовать преимущественно во дни Страстной седмицы, в которые эта заповедь произнесена, и наконец прославил своими спасительными страданиями и смертью (Лк.19:47).
Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и воскресения Господа, по вознесении Его на небеса, на-чали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее[1].
Согласно с примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен апостольских дни Страст-ной седмицы посвящает особенному благоговению и называет седмицею Страстною и Великою. «Великою она называется, – говорит св. Златоуст, – не потому, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговремен-ное царство дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэтому она называется Вели-кою неделей». Подобно Господу, ежедневно пред своими страданиями пребывавшему в храме Иерусалим-ском для молитвы и проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние христиане прово-дили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений.
Подражая первенствующей Церкви, и Церковь Кафолическая Православная доселе проводит Великую Страстную неделю с особенным благоговением. Вступая в подвиги Страстной седмицы, Церковь взывает: «От ветвий и ваий, как от божественного праздника, в божественный прешедше праздник, стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего видим терпяща за нас страсть вольную».
Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru