О Рождественском посте

02.12.2020

02 12 2020 7

Протоиерей Артемий Владимиров

Христос  раждается – славите,

Христос на  земли – возноситеся!

(Из Рождественского ирмоса)

       Мать Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти. Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно, историей древнего Израиля), – вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мира, Христос! Нет ничего удивительного, что и два с лишним тысячелетия спустя, мы, питомцы Церкви Христовой, не вдруг и не сразу празднуем Господне Рождество, но прежде вступаем в сорокадневный пост  (как определено Святыми Отцами издревле), чтобы мало-помалу соделаться способными вместить в себя неизъяснимую словом небесную радость Торжества, озариться и просветиться чудным светом Рождественской ночи…

       Начинается это постническое поприще тотчас после празднования памяти святого апостола Филиппа, 15 ноября по церковному календарю (28 ноября, по новому стилю), а завершается самим Празднеством, ночью 25 декабря (7 января, по новому стилю). Заговенье, то есть вкушение в последний раз скоромной пищи, падает в этом году на четверг, 13/26 ноября, день памяти святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.  Устав постнических трудов не столь строг, как во дни Великого и Успенского постов: рыба вкушается неотменно по субботам и воскресным дням, равно и в праздничные дни церковного календаря, за исключением среды и пятницы (если накануне не совершается всенощное бдение). Устрожение поста начинается с предпразднства Рождества Христова 20 декабря/2 января, дня памяти священномученика Игнатия Богоносца, когда рыбная трапеза исключается полностью, для радеющих о соблюдении церковного устава во всей строгости.

Следует особо упомянуть о сочельнике, или «навечерии» Праздника (24 декабря/6 января).  В этот день с глубокой древности христиане вкушали сочиво (отсюда и само наименование – «сочельник») – разваренные в собственном соку овощи. Трапеза поставлялась после того,  как священнослужители, встав пред зажженной на свещнике свечой, споют тропарь и кондак Праздника, устремив взор на вынесенную посреди храма икону Рождества Христова.  Русский благочестивый народ отлагал вкушение пищи до явления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, символом которой и является горящая свеча, поставленная пред Рождественским образом… Но довольно «о столах»…

       Обратим внимание, дорогой читатель, на существенную сторону пощения, или, как говорили в старину, «говения», то есть подготовки к приобщению Святых Христовых Таин (и не один раз), в течение Рождественского поста. Навстречу каким мыслям и чувствам отворим, раскроем ум и сердце наши, если только те окажутся послушны велению нашего духа, просвещенного благодатью?

       Опору для этих мыслей и чувств обретем в Евангелии, в повествовании святых апостолов Матфея (1 и 2 гл.) и Луки (2 гл.), составляющих содержательную основу текста Рождественской службы. Заблаговременно прочитав  и не раз перечитав эти евангельские главы, соединив с чтением и усердное выполнение молитвенного утреннего и вечернего правил (заповеданных христианину Церковью), усердно посещая предрождественские службы, мы призваны воспарить умом… «в области заочны», сообщив самому сердцу способность проникаться и насыщаться этими светлыми размышлениями. Не будем забывать, читатель, что чистосердечное исповедание грехов и приобщение, «со страхом и трепетом», Пречистого Тела и Крови Христовых, соединенное с посильным исправлением жизни, осеняет всю жизнь христианина Божественной силой. Благодать делает невозможное  возможным, а помраченного умом и сердцем грешника изменяет в светлое и кроткое чадо Божие; полагает в уме и сердце новые мысли и новые чувства; раскрывает пред искренним и истинным учеником Христовым мир духовный…

        Итак, отбросив и оставив позади себя все колебания и сомнения, доверчиво подай мне свою руку, читатель, и мы, под невидимым руководством Святых Отцов, вступим в этот священный мир Евангельского Откровения, сокрывшись от утомительного шума окружающей нас суеты…

       Я покажу тебе далеко не все, но ты увидишь главное; увидев, постарайся запомнить увиденное, чтобы затем, в уединении, поразмыслить и над всем прочим, составляющим историю рождения Господа нашего Иисуса Христа.

       Вот перед тобой мудрецы Востока, которые оставили свои дома, сродников и родную землю – ради следования за таинственной звездой, воссиявшей им «от Иакова»… Сколько опасностей преодолели они, какое явили мужество, целеустремленность, покуда не достигли заветной цели своего странствия и не положили, наконец, дивные дары – золото, ладан и смирну – пред Богомладенцем  Христом, Повелителем тех звезд, которым некогда неразумно служили! Готов ли ты, готовы ли мы с тобой отринуть служение обманывающим и губящим нас идолам, собственным страстям гордости, похоти, сребролюбия, чтобы не оставить в душе ничего, кроме златой веры в Искупителя, благоуханной надежды на Его попечение о нас, и крепкой, «как смерть», любви, побеждающей самую смерть? Окажемся ли столь сильными, как Гаспар, Валтасар и Мельхиор (Священная история сохранила для нас их имена, как и самые мощи волхвов, которые почивают в золотом ларце, в алтаре знаменитого готического Кельнского собора в Германии), чтобы не испугаться прещений Ирода – мира, во зле лежащего, – и уйти от него «иным путем» в «страну свою», в страну священного безмолвия и сердечной молитвы, составляющих лучшее украшение боголюбивой души?..

       А теперь переведи свой взор, благосклонный читатель (надеюсь, не нанесу тебе оскорбленья этим наименованием и не вызову иронической усмешки), на известное всякому современному паломнику в Святую Землю «поле пастушков»… Вот они, смиренные и незлобивые пастыри овец, чистосердечные, как  дети, бодро и зорко несущие свой дозор в холодную зимнюю ночь… Им, им, а не завистливым фарисеям и не надменным книжникам, закоснелым в их холодной учености, которая не давала ничего ни уму, ни сердцу израильского народа, явился Ангел Господень со словами: … Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость.., ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2, 10-12).

       Похвалимся ли мы с тобой подобными чистотой сердца и ясностью ума, которые позволили вифлеемским пастухам не только воспринять откровение, но и тотчас выполнить, не медля ни секунды, повеленное Ангелом? Находим  ли в себе спасительное самоотвержение пастухов, не позволившее им забыться глубоким, тяжелым сном, в который был погружен весь город, так и не узнавший, не приметивший «времени посещения своего»? Познай, читатель, из примера пастырей, как важно для спасения души «внимать себе», то есть всегда нести духовный дозор на поле сердца своего, не допуская волков (хищные и злые помыслы) до стада. Кроткие овцы – это мир и покой сердца, уравновешенные душевные силы, взбаламутить которые  только и тщится враг нашего спасения, душегубец дьявол…

       Если имеешь еще силы и решимость, взгляни, мой читатель, на страшную картину избиения невинных детей вифлеемских, первых мучеников Христа ради, проливших свою младенческую кровь, по злобе Иродовой, поистине сатанинской …  Убиты не согрешившие, окончили свою земную жизнь те, кто не успел ее начать!.. Уверуй же вместе со всею Церковью в таинственный, не вмещающийся в рациональное постижение провиденциальный, вещий смысл этих страданий… Скажем вместе с поэтом XIX столетия:

                Премудрость Вышнего Творца

                Не нам исследовать и мерить:

                В смиреньи сердцем надо верить

                И терпеливо ждать конца…

Подобно звездам на небосводе, бессмертные души вифлеемских младенцев светят нам, сущим в ночи века сего («в котором часто правды не бывает»), и свидетельствуют, что «правда на небеси живет», там, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания,  но жизнь бесконечная»… И да укрепляется наша с тобой вера во всеблагой и всемогущий Промысл Божий, обращающий самые страшные деяния преступных рук человеческих в благие для их невинных жертв последствия…

       Чем ближе мы подходим к завершению поста, тем ярче разгорается над нашими главами чудная Вифлеемская звезда, возвестившая волхвам и время рождения Младенца, и место Его обитания… Лучи этой разумной звезды (по изъяснению Святых Отцов, она была ангельской силой, а не мертвым космическим телом) озаряют своим нетленным, немерцающим светом сумрак пещеры – сердечной клети каждого из нас…  Лучи этой звезды приводят душу, едва коснутся ее, в неизъяснимый  трепет и небесную радость, подобие которым мы не найдем здесь, на грешной земле, с ее чувственными, скоротечными, исчезающими, как дым, удовольствиями. Я есмь… звезда утренняя, – вещает Господь в книге Откровения (Откр. 22, 16), – Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам (…) звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам (Откр. 2, 26, 28-29).  … И вы хорошо делаете, –  вторит  cвоему Господу святой апостол Петр, – что обращаетесь (…) [к слову Божию], как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1, 19).

       Утренняя звезда – это сердечная, сокровенная молитва! Она совершается не устами и перстами, а умом и сердцем, она обращает все существо человека ко Господу, поставляет ученика пред пресветлым ликом Учителя  своего…

       Озаряемые невечерним светом Рождественской звезды, войдем же, послушный читатель, под своды  самого Вифлеемского вертепа… и остановимся вовремя,  дабы не преступить положенной нам, грешным, черты и не опалиться тем сиянием, которое исходит от дивного Богомладенца, почивающего в воловьих яслях…

       Вот Он, Великаго Совета Ангел, Царь мира, Отец будущаго века, – как воскликнул о Нем в пророческом трезвенном упоении «ветхозаветный евангелист», святой пророк Исаия! Вот Он, Чаяние языков, Ожидание всех народов, Свет велий, пришедший в этот мир для того, чтобы просветить во тьме сидящих! Уже предпразднуя светлую, как день, Рождественскую ночь, воспоем, читатель, со всею Церковью: Христос раждается – славите, Христос на земли – возноситеся, пойте Господеви вся земля!

Источник: https://proza.ru/2019/12/14/1022

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru