«Се раба господня, да будет мне по глаголу Твоему». Слово в день Собора Пресвятой Богородицы.

14.01.2021

14 01 2020 4

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).

Во Христе, возлюбленные сестры мои, прославляя в яслях Рожденного, чтит св. Церковь и Родившую Его, восхваляя в песнях и пениях святое материнство. Знаете вы, что рождение Богомладенца является чудом дивным, «бессеменного зачатия рождеством несказанным, безмужнем и безболезненным». Но в нем открывается и истинное человеческое материнство. Пресвятая Дева, это – образ истинного материнства. Она носит во чреве «Носящего вся»; родившегося Младенца повивает Она пеленами; питает Его млеком материнским; охраняет жизнь Его в бегстве в Египет; заботится о Нем в его отроческие годы; при Нем Она в Кане Галилейской, когда, принимая участие в радости человеческой, совершает Он первое чудо; когда же оставил Он Мать Свою ради служения Отцу Своему – для совершения искупительного подвига, – Она хочет видеть Его, и не оставляет Его при крестных страданиях; Она же, вместе с Иосифом Аримафейским, принимает со Креста Тело Сына Своего и, вместе с женами мироносицами, стремится помазать Тело Его.

Как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохранила слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были и слова Ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного. Пресвятая Дева стоит в радости материнства, поистине, во главе всего земного материнства. Стоит Она и во главе скорби материнской. Ибо значение слов об оружии, имеющем пройти Ее материнскую душу, и значение слов, вполне ясных, но суровых, Самого Отрока-Сына, в храме обретенного, – «зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?», – вскоре раскрылось во всей суровой действительности... Сын оставил Мать, чтобы отдать Себя Своему служению. И когда возжелала Она, однажды, видеть Его и говорить с Ним, то услышала строгое и неумолимое слово: указав рукою на учеников Своих, сказал Он: «вот матерь моя и братья мои», лишь слово «Жено» слышит Она от Сына Своего в Кане Галилейской и при последнем издыхании Его на Кресте. Сын оставил Матерь Свою на время Своего земного служения. Она не видела ни Его чудотворений, ни преображения во славе, ни Его царственного входа во Иерусалим. Но Она не была удалена от лобного места в стоянии у Креста, видела крестную муку и страшную смерть, от зрелища которой омрачилось солнце и земля потряслась. Материнская скорбь Приснодевы безмерно превышает всякую скорбь материнскую. Неизреченна скорбь Единого Безгрешного, до кровавого пота скорбевшего в Гефсимании о грехе человеческом, неизреченна скорбь и Матери Его о Нем Самом, об Его страданиях. Оружие пронзало сердце Ее при самом рождении Его в убогой скудности пещеры среди животных, когда люди отказали в жилище Сыну Человеческому; Ее сердце страдало и от слов праведного Симеона, и от неистовства кровавого Ирода, от всех трудов, горечей и опасностей, которыми так обильно был усеян путь Христа, ведущий к Голгофе. И, наконец, Голгофа.

Св. Церковь возвещает нам о «плаче Богоматери пред Крестом». Кто измерит страдания Матери от крестных мук Сына Ее, которые Она до конца созерцала? Кто измерит скорбное недоумение, которое придавило Мать, когда умолкли уста Того, о Ком возвещал Гавриил, Кого воспели ангельские хоры в Вифлееме? Мать-Приснодева переживала распятие бескровное... «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему», рекла Пречистая некогда посетившему Ее с благой вестью Архангелу. И это слово рабы Господней звучит через всю Ее крестоносную жизнь. От Матери воплощенного Слова восхотел Бог жертвы материнской – самозаклания. И жертвенная покорность Богу, готовность и решимость принять все и все для Господа отдать, даже и самое рождение Свое, – вот сила, святость и величие Ее материнства. Ни ропота, ни жалобы, даже слез нет в Ее бесслезном материнском страдании. Она безмолвствует и у Креста, в Ее крестном страдании ясно слышится все тоже «се раба Господня».

Ежегодно, в день «Собора Пресвятой Богородицы», на второй день Рождества, собирает Она всех матерей христианских, собирает не только для прославления подвига святого материнства, но и как бы, на смотр зовет Она в сей день матерей-христианок. Она Мать матерей, Она – слава материнства. И вы, православные матери, скорбным путем идущие и крестом материнства призванные спасаться, к Ней, Владычице, притецыте. Вы приобщились не только радости, но и скорби материнства. Призванные отдать чад ваших для высшего в мире служения, служения Богу и Церкви, разве не стоите вы часто в бессилии перед лицом распинателей и растлителей душ детей ваших? Разве не скорбит и не обливается ли сердце ваше кровью при виде, как, одолеваемые соблазнами, в тину греха, плотского мудрования и сени смертной, погружаются дети ваши, часто вырастающие безвольными в борьбе за чистоту сердца и мысли? Разве не страдаем все мы при виде отсутствия у молодежи стремления к светлым идеалам служения Богу и Родине, при виде роста идолопоклонничества во всем разнообразии его форм, определяемых модами и духом времени, заменяющими ныне в человеке голос совести, этот орган Божия гласа в человеке? Скорбен ныне удел материнства, но и светел и славен он, если вы, матери, не сложили оружия в борьбе за ребенка вашего, пусть, даже, уже взрослого, но всегда ведь вашего, родного и любимого. Он – путь материнства – светел, если Свет Христов освещает ваше, матери, сердце, если сами вы бескомпромиссны к окружающему злу, если сами вы не подменили в себе голоса совести желанием жить по моде и следовать духу времени; он светел и закончится участием в славе чад ваших, если, с помощью Богоматери, настойчиво, пресекая капризы, малых и взрослых, детей ваших, будете вести их ко Христу, утверждая их в вере и в любви к молитве и к храму. Крестный то путь. Но ваш крестный путь утопает в Кресте Богоматери. Она с вами в скорби вашей, Она вам состраждет и, несомненно, осеняет вас Своим небесным благословением. Не одиноки вы в подвиге материнства – с вами Пречистая Дева-Мати. Вверьте ваше сердце материнское Ее покрову, осеняя детей ваших, утром и вечером, в путь шествующих и к работе приступающих, молитвой и крестным знамением.

Поклонимся же в яслях возлегшему Младенцу и Матери Его, призывая Ее благословение и помощь на подвиг вашего материнства. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosko_Borovskij/slova-i-propovedi/#0_113

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru