Неделя 12-я по Пятидесятнице.

25.09.2021

25 09 2021 2

Какой это несчастный человек! Только приблизился ко Христу Спасителю; и уже удаляется от Него. Услышал Его Божественное слово; и отходит с печалью. С печалью отходит от Того, Который есть «утеха Израилева» (Лук. II. 25), и радость неба и земли. Если от Христа отходит он с печалью, то где же найдет он утешение? Что за несчастие? Что за странность? От чего это?

Причина сей несчастной странности многим не показалась бы делом важным, если бы не открывались её последствия, которые нельзя считать маловажными. Это – пристрастие к земным вещам. 

Пристрастие к земным вещам бывает в людях не одного рода, и не одной степени. Особенно важно различить пристрастие к вещам земным грубое, явно беспорядочное и беззаконное, от пристрастия тонкого, не всегда приметного, иногда благовидного.

Израильтянин приступил к Иисусу Христу с важным вопросом: «что благо сотворю, да имам живот вечный?» (Мф.19:16) Посему можно приметить, что это был человек не легкомысленный, и не суетою только занимающийся. Всех ли нас прежде всего, и чаще всего занимает сей важный вопрос? Не проводит ли иной дня в заботе, и ночи в бессоннице, над пустыми вопросами: как бы сделаться богатее? Или, как бы выше и виднее других занять место в обществе? Между тем как едва ли кто-нибудь из нас не знает, что Евангелие возвещает горе богатым, и первым угрожает жребием последних? Если в таком состоянии душа твоя, христианин: то сказываю тебе, что она, кроме благодати святого крещения, еще в низшем духовном состоянии находится, нежели душа сего Израильтянина, коей жалкое состояние обнаружилось внезапным удалением от Христа.

Что же делать, скажет кто-либо, неужели всем бросать имение, и сделаться нищими? – Нет, опять не о том дело. Ибо и Христос не от всякого требовал добровольной нищеты.

Имей то, что иметь заставляет необходимость, и правило твоего звания позволяет. Но берегись присваивать и удерживать что-нибудь сверх сего; и не позволяй себе жаждать большего. Не прельщай себя мнимым снисхождением суждения о том или другом, говоря: это не слишком непозволительно: по сему обольстительному суждению поступал Иуда, когда «ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше» (Иоан. XII. 6). Он думал, что не слишком непозволительно с некоторою жаждою желать умножения денег, чтобы от избытка удобнее было подавать нищим; и не приметил, как совсем забыл правило Апостольскаго нестяжания: «не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших» (Матф. X. 9).

Отторгни себя от дел житейских, и, хотя с некоторым принуждением, поставь себя на дело благочестия, когда того требуют долг и порядок жизни. Бог узрит сии, хотя не совершенные, однако благонамеренные жертвы: и ниспошлёт тебе мудрость и силу на то, чтобы приносить оные в большей чистоте и совершенстве. Аминь.

Святитель Филарет Московский (Дроздов),

https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/91

 

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru