Наши прихожане пишут в журнале "Славянка" Развиваем мелкую моторику

18.02.2015

55555-1024x680Православный женский журнал «Славянка», №2(56), март-апрель 2015 г.

Рубрика «Я – мама»

Рубрику ведет Оксана Сивакова

Развиваем мелкую моторику

Известно, что развитию мелкой моторики способствуют различные игры с крупными и мелкими деталями, мозаика, раскраски, конструкторы, рисование, рукоделие. Воспитатель логопедической группы детского сада №23 г. санкт-петербурга Ольга Сангатулина дает рекомендации по развитию мелкой моторики у детишек разных возрастов и предлагает идеи развивающих игр, которые непременно заинтересуют вашего малыша и принесут ему неоспоримую пользу.

3618840 mot2Что такое мелкая моторика

На научном языке мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Интересно, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство работы кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Чем больше мастерства в детской ручке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

66863340Когда и как начинать развивать мелкую моторику

В первые месяцы жизни ребенка целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь каждой руки малыша поочередно опускается подвязанный на ленточке шарик диаметром 2-2,5 см для того, чтобы ребенок рефлекторно схватил его. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный, металлический, резиновый), а так же самодельные матерчатые (из гладкой или махровой ткани), твердые и мягкие. Можно давать ребенку одновременно в две руки шарики одинаковые или разные. Потягивая шарик за ленту, но не вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичные упражнения малыш может выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в обе руки ребенка и, взявшись за нее посередине, подтягивает к себе, стимулируя более крепкое схватывание. Вместо палочек хорошо также использовать небольшие валики из клеенки или махровой и ситцевой ткани для развития тактильной чувствительности ладоней.
В пять месяцев малыш может относительно долго лежать на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Это положение превосходно подходит для следующего упражнения. Под каждую ладонь ребенка подкладывают плоскую подушечку из поролона (1-1,5 см толщиной). К подушечкам нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенка). К другой стороне чехла можно пришить плоские пуговицы различной формы. Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечек. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит его ладонью по верхней и нижней сторонам подушечки, стараясь вызвать ощупывающие движения. Через некоторое время он переворачивает ребенка на спину. Малыш должен сам перевернуться обратно и устремиться к подушечкам. Упражнение повторяется два-три раза. Все пособия для малышей должны отвечать требованиям безопасности: пуговицы нужно пришивать очень крепко, можно использовать только гладкие палочки. Ребенку нельзя давать мелких предметов, которые он может взять в рот. Все действия малыша с игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого.
До четырех-пяти месяцев малыш не может подолгу удерживать в руках предметы. Поэтому целесообразно использовать мягкие манжеты из ткани, которые фиксируются на ладонях малыша. Манжеты нужны для формирования тактильных ощущений и развития движений рук. Они массируют кисти рук, являясь тем самым одним из видов пассивной гимнастики, которая благотворно влияет на формирование тонких движений пальцев рук.
Полезно для развития мелкой моторики упражнение с ленточкой и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
В шесть месяцев ребенок хорошо берет игрушки из разных положений, подолгу с ними играет. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки, укрепленные на шнурке.
С того момента, как ребенок начинает целенаправленно захватывать предметы и удерживать их в руках, все упражнения начинают носить активный характер, то есть выполняются самим ребенком. Малыш уже не только схватывает предметы, но и перекладывает их. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, колпаков и пр.
С восьми-десяти месяцев ребенок начинает совершать более тонкие движения пальцами. Необходимо давать ему коробочки разной формы, чтобы малыш самостоятельно снимал с них крышки, а с помощью взрослого закрывал их. Можно предложить малышу доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать их обратно.
С десяти-двенадцати месяцев ребенок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. Для него подойдут пирамидки из трех-пяти колец. В этом же возрасте ребенок учится проталкивать в так называемую «занимательную коробку» фигурки разной формы.

uvlekatelnoe-zanyatieОт года до трех

С детьми от года до трех лет можно выполнять следующие развивающие упражнения: – запускать пальцами мелкие волчки; – разминать пальцами пластилин, глину; – катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики; – сжимать и разжимать кулачки; – делать «мягкие» кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и «крепкие» кулачки, которые трудно разжать; – двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто кто-то бежит (упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой); – показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре, пять; – барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; – махать в воздухе только пальцами; – кистями рук делать «фонарики» (дети показывают, будто они вкручивают лампочку); – хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе; – собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались); – нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; – завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре; – застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками; – играть с конструктором, мозаикой, кубиками (крупных размеров); – складывать матрешки; – играть с рамками-вкладышами – «рисовать» в воздухе; – играть с песком, водой; – рисовать ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем.

109747053Старше трех лет

Детям трех-четырех лет необходимо как можно больше рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации, изготавливать всевозможные поделки из природного материала, играть с конструктором.
К пяти годам дети способны совершать действия, требующие достаточной точности и согласованности кистей рук. Они уже могут выполнять разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы.
Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид рукоделия рекомендуется для совместных занятий родителей и детей в семье. Рукоделие вообще играет особую роль в подготовке руки к письму, так как приучает детей к аккуратности, точности, внимательности. Кроме макраме, дети с шести-семи лет жизни могут заниматься вышивкой и вязанием. Хорошей тренировкой точности и ловкости движения пальцев послужит изготовление бус из бумаги. Дети разрезают прямоугольные листы цветной бумаги на треугольники, каждый треугольник скручивают и склеивают его концы так, чтобы получилась бусина.
Навык использования ножниц также очень полезен для развития мелкой моторики, поэтому его нужно постоянно тренировать.
Именно к шести-семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

melkaia motorika-1024x768Готовимся к письму

Ниже приводится ряд упражнений, которые помогут дошкольнику подготовить свою руку к началу письма.

Штампы
Штампы можно приобрести в магазинах, а можно изготовить самим из ластика (для длительного пользования) или из сырого картофеля (на один раз). Делать их должны, конечно, взрослые. На поверхность ластика шариковой ручкой наносится контур рисунка: овощ, цветок, гриб, фрукт и пр. Острым ножом или бритвой рисунок прорезается по контуру на глубину 3-5 мм. Затем на эту глубину срезается все, что находится за линией контура рисунка. На другой стороне ластика, по центру, протыкается углубление для ручки штампа, которой может стать палочка или короткий карандаш. Работа со штампами вырабатывает навык правильного захвата предмета и тренирует быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. Перед началом работы покажите ребенку, как правильно держать карандаш-штамп. Предложите поиграть штампом (без краски), покрутив его двумя (тремя) пальцами и прижав несколько раз к листу. Работа со штампами не должна быть механической, иначе интерес к ней и продуктивность быстро падают. Чтобы этого не произошло, свяжите выполнение упражнения с какой-нибудь интересной сказкой.

Работа с ножницами
Это прекрасное упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой мускулатуры руки и ее расслабления. Не стоит бояться давать ребенку ножницы. Объясните малышу, из каких частей они состоят и для чего нужны эти части: лезвия режут бумагу и ткань, кольца необходимы для того, чтобы держать ножницы. Покажите, как резать бумагу, и обратите внимание малыша на положение лезвий по отношению к листу, ведь если лезвия будут заваливаться на бок, то резать станет сложнее. При выработке навыка работы с ножницами хорошо начать с коллажей. Ребенок выбирает на страницах старых журналов понравившиеся ему предметы и объекты и вырезает их, чтобы потом склеить из них коллаж. На начальном этапе нельзя требовать от ребенка вырезать предметы по контуру. По мере освоения навыка работы с ножницами диапазон возможностей ребенка увеличивается, и он активно постигает различные техники работы с бумагой и тканью.

Техника «Обрывание бумаги»
Перед началом работы предложите ребенку раскрасить картину, но не с помощью карандашей и фломастеров, а с помощью кусочков цветной бумаги. В качестве картины используйте раскраски с крупными рисунками. Затем дайте ребенку листы цветной бумаги, от которой он будет отрывать кусочки, двигаясь по краю листа. Намажьте клеем площадь внутри контура раскраски. Ребенок должен заполнить намазанную клеем картинку кусочками бумаги, стараясь не оставлять между ними просветов – получится бумажная «мозаика».

Ниткография
Это выкладывание ниток по контуру рисунков, сделанных на бархатной бумаге, или по контуру изображений, вырезанных из нее. Техника ниткографии развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно, мелкую моторику рук. Для занятий понадобятся тонкие ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т. п.) и бархатная бумага. Необходимо, чтобы нитки и бумага были контрастных цветов. Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая ее пальчиком по всей длине. При вертикальном положении листа нитка не падает. Ворсистая нитка легко прикрепляется к бархатной бумаге и также легко отделяется от нее. Это позволяет детям исправлять свою работу, добиваясь хороших результатов. Когда ребенок освоит технику ниткографии, предложите ему выложить сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных нитей.

Пуговицы и мозаика
Для работы с пуговицами или мозаикой ребенку понадобятся пластилиновые основы. Делают основы так: пластилин размазывают по кускам плотного картона разной формы или по внутренней стороне пластмассовых крышек. Непосредственно перед работой на основах процарапывают контуры различных изображений, а затем ребенок выкладывает по этим контурам пуговицы или мозаику.

Бисерография
Бисерография – это выкладывание картинки с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Сначала предложите ребенку выложить контур предмета с помощью нитки бисера (бисер на нитку нанизывает взрослый). Детям раздаются пластилиновые основы с изображениями различных несложных предметов и по одной нитке бисера, а взрослый предлагает детям аккуратно разложить нитку по контуру изображения, слегка придавливая ее пальчиками. Если ребенок вышел за контур, то его промах легко устранить: достаточно потянуть за нитку, и она легко отойдет от пластилина. Постепенно можно усложнять задание – предложить ребенку выложить небольшое панно из отдельных бисеринок. Для этого понадобится пинцет. Работа с пинцетом в точности повторяет акт письма. Кисть находится в напряжении, когда ребенок сжимает концы пинцета, и расслабляется, когда концы пинцета разжимаются. Эти упражнения развивают большой и указательный пальцы (самые активные при письме).

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru