Ростов Великий

10.03.2015

IMG 5428-1Во вторник, 10 марта 2015 года, приход храма в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" совершил паломничество в Ростов Великий и посетил Троице-Сергиев Варницкий монастырь, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Борисоглебский монастырь.

Варницкий монастырь был основан в 1427 году свт. Ефремом, епископом Ростовским, по преданию, на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. История монастырей после 1917 года была драматична для всех российских обителей.20 января 1918 г. Совнарком утвердил декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Монастыри и церковные общины лишались права владеть собственностью. Всё церковное имущество объявлялось народным достоянием. Все это было достаточно закономерным для того времени. Первая мировая война и последующая за ней революция привели к переменам, которые суровым образом коснулись и Ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря Ростовского уезда Ярославской губернии.

Первые веяния перемен произошли еще в 1915 году, когда в размеренную жизнь обители вмешались события извне, «первый звонок» прозвенел об окончании спокойных времен. Тогда прибыли эвакуированные монахини Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря вместе с епархиальным училищем. Полоцкие сестры нашли пристанище в древнем Авраамиевом монастыре, братия которого переселилась в Спасо-Яковлевскую обитель. Училище разместилось в Варницком монастыре до конца 1918 года.

Спустя несколько месяцев, 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви Воскресения Словущего села Варницы Ростовского уезда (в обиходе Воскресенско-Варницкая церковь). 23 марта 1919 года Варницкая религиозная община приняла церкви монастыря с имуществом под свою ответственность. «На основании указания Ярославского облисполкома от 8 октября 1960 г. зимняя церковь передается под складские помещения межколхозной птицефермы, … летняя церковь открыта для переноски церковной утвари из зимней церкви», а икона Преподобного Сергия передана в Ростовский музей по акту от 23.11.62 г. об учете произведений искусств и признании предметов как экспонатов музейного значения, подлежащих изъятию из церкви с. Варницы…

Спустя почти тридцать лет в судьбах страны и, конечно же, монастыря, начинаются новые времена. А для Варницкого монастыря изменения даже символичны.

В 1989 году 111 граждан, проживающих в поселке Варницы, просят горисполком зарегистрировать православную церковную общину. Горисполком 21 апреля 1989 г. выносит решение ходатайствовать перед исполкомом областного городского Совета о передаче в пользование общине храмов Воскресенского (летний)и Никольского (зимний).

По ходатайству Варницкой общины решением № 296 от 15.09.89 г. Городское объединение ЖКХ передает в аренду общине до 01.01.91 г. в пос. Варницы квартиры для проживания рабочих, занятых на реставрации храмов. В конце 1989 года храмы начинают реставрировать.

Позже эти церкви получили статус подворья восстановленной Варницкой обители. Словно сам Преподобный Сергий через икону свою воссоединил монастырь и своего рода хранителей его — церкви Варницкой общины в селе Варницы.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
На берегу озера Неро стоит Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный в 1389 году. Это монастырь с длинной, сложной и очень богатой событиями историей. Изначально на этом месте были заложены два монастыря − мужской Яковлевский и женский Спасо-Песоцкий. Женская обитель была основана в середине XIII века дочерью князя Михаила Черниговского Марией, супругой князя Василька Ростовского, погибшего после неудачной для русских битвы на реке Сить в 1238 году. Овдовев, княгиня решила уйти от мира и основала за пределами города, у берега озера Неро, монастырь Спаса Преображения, который называли также Княгининым монастырем. Там Мария прожила до самой смерти, а перед кончиной приняла монашеский постриг. От женской обители до наших дней сохранился лишь храм Спаса на Песках. В 1764 году указом Екатерины II женский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому.

Спустя более века после основания Спасского монастыря рядом с ним был основан еще один монастырь – мужской. Святитель Иаков, епископ Ростовский, вызвал гнев горожан, отказавшись выдать им для казни женщину. Ростовцы изгнали святителя из города, и он, выйдя из города, на глазах у изумленных жителей чудесным образом проплыл по озеру Неро на своем расстеленном плаще и остановился у Спасского Княгинина монастыря, где и заложил новую обитель, назвав ее Зачатьевской. После смерти святителя Иакова монастырь стал называться Яковлевским. Все постройки обоих монастырей были деревянными, и от них ничего не сохранилось.

Постепенно обе обители стали беднеть и разрушаться. И не имел бы Ростов Великий одного из своих лучших памятников, если бы не митрополит Иона Сысоевич, строитель Ростовского кремля (Архиерейского двора). Он поддержал Яковлевский монастырь, выстроил над могилой святителя Иакова новую церковь и в камне перестроил Зачатьевский собор (1686-1691), который первоначально после постройки был освящен как Троицкий, а переосвящен позднее. Монастырь приписали к Архиерейскому дому.

В начале XVIII века в Ростов прибыл святитель Димитрий, который был поражен красотой и духовной атмосферой обители. «Се покой мой. Здесь вселюсь в век века», − сказал он. Святитель Димитрий Ростовский был поставлен сюда митрополитом, а похоронить себя завещал в Яковлевском монастыре, что и было выполнено в 1709 году. Святитель был погребен в Троицком (Зачатьевском) соборе. Зачатьевская церковь - самое старое здание монастыря, собор Зачатия праведной Анны − начал строиться при митрополите Ионе в 1686 году. Первоначально он был освящен как Троицкий, а Зачатьевским стал в 1754 году. Это классический для своего века монастырский собор − без подклета (подклет обычно использовался в приходских храмах как склад, в монастыре же в этом нужды не было), с фасадами, расчлененными лопатками на три части; вероятно, первоначально покрытие здания было позакомарным, позднее перестроенным в четырехскатное. Центральная глава стоит на большом световом барабане, четыре боковых, поменьше, − на глухих. Центральный купол – золотой, а малые − синие с золотыми звездами (эта расцветка в христианской символике связывается с Богородицей). Сразу после возведения, в 1689-1690 годах, храм был расписан ярославскими мастерами, и до сих пор его фрески представляют собой один из лучших образцов искусства изографов из Ярославля. Так же, как и в храмах Архиерейского дома, вместо деревянного иконостаса сначала была поставлена сплошная каменная стена с росписями под деревянный иконостас. А деревянныйСпасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Зачатьевская церковь. иконостас в стиле барокко приставили к ней позже, в 1762-1765 годах. Он был сделан мастерами-резчиками из Осташкова, Сысоем Шоломотовым и Степаном Бочкаревым. Сохранился документ, из которого видно, какую огромную цену уплатили за этот иконостас – тысячу рублей. Но резьба иконостаса поистине того стоит. Позолочен и снабжен иконами он был позднее − к 1780 году. Иконы заказали придворному художнику Венедикту Вендерскому. В сентябре 1752 года в соборе вдруг покоробился пол. Его вскрыли, чтобы отремонтировать, и обнаружили под ним мощи Св. Арсения, митрополита Ростовского, возле которых вскоре начали происходить чудесные исцеления, и Синод принял решение об общерусском прославлении святителя. Вплотную к стене Зачатьевского собора в 1752 году пристроили первую Яковлевскую церковь (церковь святителя Иакова Ростовского). Ее несколько раз перестраивали, а в XIX веке разобрали совсем и выстроили заново, вероятно, по проекту архитектора Панькова из Ярославля (отец Панькова был ростовцем). Строительство длилось с 1824 до 1836 года. Паньков создал проект, во всем отвечающий принципам классицизма. Чтобы не нарушать симметрии ансамбля монастыря, он во многом повторил в северном фасаде новой церкви рисунок соседнего Димитриевского храма. Конечно, Яковлевская церковь меньше Димитриевской по размерам, но во многом их очертания, детали декора, формы повторяют друг друга. Убранство храма строгое, росписи были выполнены живописцем из города Тейково, Тимофеем Медведевым сразу после завершения строительства.

В начале XX века последний настоятель монастыря владыка Иосиф устроил в подклете Воскресенскую церковь, по образцу храма в Иерусалиме, с часовней Гроба Господня внутри. Димитриевский храм начал строиться в 1794 году на средства графа Н.П.Шереметева. Для строительства храма Шереметев привлек московского зодчего Елизвоя Назарова и двух крепостных мастеров − Душкина и Миронова. Известно, что Алексей Миронов до этого много строил для покровительствовавшего ему Шереметева, в том числе работал в усадьбах Кусково и Останкино. Храм Святителя Димитрия Ростовского выстроен в стиле классицизм, но, по-видимому, в процессе строительства проект несколько раз изменялся и правился, поэтому при красоте и четкой проработанности отдельных деталей и частей здания в целом оно выглядит немного странно и не совсем пропорционально. Хотя в этом тоже есть своеобразие и даже прелесть. Венчает храм большой купол с одной главкой. По углам четверика поставлены теряющиеся на фоне купола маленькиеСпасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Димитриевская церковь главки. Со всех сторон фасады украшают большие многоколонные портики коринфского и ионического ордера, многочисленные барельефы, мелкие портики на окнах. Возможно, скульптуры для храма были заказаны известнейшему московскому скульптору Замараеву, который делал подобные украшения для многих храмов Москвы. По мнению И.Грабаря, колоннада западного портика, фигуры и барельефы могли былть сделаны великим архитектором Кваренги. Стены Димитриевского храма были расписаны в конце XVIII века ростовским изографом из крестьян, мастером Порфирием Рябовым.

Восточнее монастырских храмов, ровно на оси между ними, стоит высокая трехъярусная колокольня со шпилем, построенная приблизительно в 1776-1786 годах. Украшена она весьма сдержанно, в стиле классицизм, парами колонн, пилястрами и рустом и очень органично вписывается в ансамбль монастыря, выполняя роль его высотной доминанты.

Современные колокольне каменные здания келий и настоятельских покоев (выстроены в период с 1776 по 1795 гг.) − простые, выдержанные в стиле классических жилых домов XVIII века. Фасады этих зданий обработаны по типовому проекту, разработанному московским архитектором Бронниковым для провинциальных городов.

Стены и изящные башни были построены вместо прежних деревянных в конце XVIII века. С двух сторон в монастырь ведут ворота − от дороги и от озера.

Спасо-Яковлевский монастырь – настоящая жемчужина Ростова Великого, его украшение как со стороны озера Неро, так и со стороны дороги, откуда его видят приезжающие из Москвы путешественники. В советское время в 1923 году он был закрыт, в 1928 году запрещены богослужения в сего храмах. Настоятель монастыря Иосиф (основатель движения «иосифлян») был арестован и погиб в ссылке на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове ВеликомАральском море. В зданиях монастыря прекратились богослужения, и вместо изгнанной братии там расположились квартиры, детский сад, склады. Как памятник, имеющий важное государственное значение, он не утратил своих храмов, хотя и лишился множества ценных икон, утвари, изъятой в 1920-е годы и бесследно исчезнувшей. С 1991 года монастырь возвращен церкви, в нем ведутся службы, проживает 11 человек братии, которая занимается иконописью, шитьем, ведет натуральное хозяйство. Туристов в монастыре пропускают на одну из башен, с которой открывается великолепный вид на озеро и на весь монастырь.

Борисоглебский монастырь.
Точных данных об основании Борисоглебского монастыря не сохранилось. Известно лишь, что он появился близ Ростова после 1340 года, наиболее вероятно, что это произошло в конце XIV века. Борисоглебский монастырь в Ростове ВеликомОснователями обители стали братья-монахи Федор и Павел. Первым к реке Устье пришел пустынник Федор и поселился там, среди леса, на берегу реки, в простой рубленой келье. Спустя три года к нему пришел его брат Павел.

В 1363 году в Ростов прибыл Сергий Радонежский, как сказано в монастырских документах, «для водворения мира между ростовскими князьями». В те годы шло укрепление Руси, готовился наиболее серьезный отпор Золотой Орде, и для тех же целей по окраинам усиливающегося Московского княжества ставились новые монастыри-крепости. Узнав о приезде Сергия, пустынники Федор и Павел пришли к нему и попросили поддержать их стремление основать монастырь. Сергий убедил ростовского князя Константина Васильевича дать согласие на устройство монастыря.

В новую обитель, посвященную первым русским святым Борису и Глебу, стали постепенно стекаться люди – монахи и мирские мастера. Вскоре был построен храм, кельи и мощная оборонительная стена, прослужившая монастырю несколько столетий. Она была действительно необходима: монастырь стоял на северо-восточной границе Московского княжества, заступая дорогу сначала татарам, затем – польско-литовским войскам.

Борисоглебский монастырь быстро стал знаменитым местом, куда стекались паломники. Посещал его и Сергий Радонежский, ростовский уроженец, никогда не забывавший об этом, и Василий Темный, скрывавшийся здесь от Юрия Звенигородского и крестивший в монастыре в 1440 году своего сына, будущего царя Ивана III, и Иван IV Грозный. По преданию, монах Пересвет постригся именно в Борисоглебском монастыре. Приезжали сюда и возглавившие русские войска в Смутное время князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Обители оказывали особое почтение все русские великие князья и цари – как из династии Рюриковичей, так и первые Романовы. В результате высочайшего покровительства монастырь быстро стал одним из крупнейших землевладельцев (22 тысячи десятин земли, 360 сел и деревнь), обладателем огромных богатств. О богатстве монастыря свидетельствует его великолепные каменные постройки, дошедшие от XVI века до наших дней.

Первый каменный храм на месте обветшавшей деревянной Борисоглебской церкви был заложен по повелению и на средства Василия III в 1522 году. Строителем этого храма считается мастер Григорий Борисов, строивший примерно в те же годы (1524-1526) трапезную Благовещенскую церковь в монастыре.

Собор Бориса и Глеба был сильно искажен позднейшими перестройками, к нему пристроен западный придел Илии Пророка (1810г.), стесаны древние лопатки на стенах храма, разобрана старая паперть. В 1780г. исчезло также позакомарное покрытие, замененное на более практичную четырехскатную кровлю. При реставрации собора в 1925 году П.Д.Барановский обнаружил, что в какой-то момент храм был сделан пятиглавым – под четырехскатной кровлей сохранились основания поздних угловых барабанов. У северной стены собора находится гробница основателей обители Федора и Павла.

Трапезная церковь Благовещения составляет единый комплекс с настоятельскими покоями. Это большая редкость, так как в XVI веке обычно жилые постройки монастырей были деревянными. Прежде на его месте находился деревянный храм. Комплекс церкви Благовещения также был существенно перестроен в конце XVII века.

Григорий Борисов строил также и братский корпус – длинное здание с севера от настоятельского корпуса. Оно также многократно перестраивалось.

За зданием братского корпуса скрывается интересный и красивый старый настоятельский корпус, построенный в XVI веке. Тогда-то здесь и были покои настоятеля. В XVII веке перестроен и использовался для хозяйственных нужд. Однако и после перестройки здание остается замечательным памятником старины.

Первые кирпичные стены монастыря относились ко времени Ивана Грозного. По-видимому, именно они и выдерживали осаду польско-литовских войск, подходивших в Смутное время к монастырю. Точных сведений о том, был ли монастырь взят или не сдался, нет – одни источники утверждают, что поляки отошли ни с чем, другие – что монастырь был разграблен. Есть также легенда, что поляков с гетманом Сапегой во главе усовестил преподобный Иринарх, убедивший их не грабить и не разорять обитель. Так или иначе, в первой половине XVII века оборонительные укрепления монастыря были перестроены.

Мощные высокие стены с пятнадцатью башнями и двумя великолепными надвратными храмами – Сергиевским и Сретенским – делают монастырский ансамбль не только уникальным, но и очень красивым. На стены можно подняться и посмотреть на монастырь сверху.

Позади Борисоглебского собора, встроенная в стену, находится келья преподобного затворника Иринарха, жившего в XVI веке и проведшего в монастыре 38 лет. Преподобный Иринарх прославился и своими многочисленными подвигами, и предсказанием нашествия литовцев на Москву. После его смерти мощи преподобного стали чудотворными: на его гробнице происходили чудесные исцеления. В монастыре до революции сохранялись шапочка, плеть и вериги Иринарха.

В конце XVII века строительство монастырского ансамбля с высокой трехглавой звонницей, каменными храмами и служебными постройками было завершено. XVIII век принес уникальным памятникам только перестройки, искажавшие их первоначальный облик.

В конце XVIII века указом Екатерины II о секуляризации монастырских земель у обители в пользу графа Орлова были изъяты Борисоглебские слободы; благосостояние обители было существенно подорвано. Множество драгоценных царских вкладов и утвари было растащено и распродано, к XIX веку, по свидетельству историков того времени, остались только наименее ценные вещи. В 1924 году монастырь был упразднен. С 1923 года в части зданий уже разместилось отделение Ростовского Госмузея. Местные власти района уничтожили множество ценных памятников иконописи, колокола и даже намеревались разобрать звонницу, что не позволило сделать только вмешательство Наркомпроса. С 1930 года здания монастыря занимают самые различные учреждения районного масштаба – милиция, Борисоглебский монастырь в Ростове Великомсберкасса, кондитерский цех… В ведении музея оказалась только Благовещенская трапезная церковь с настоятельскими покоями. Сколько было утрачено за эти годы – остается только гадать. Часть ценностей в 1930-х годах была вывезена в Москву, в Третьяковскую галерею, и в Ярославль; это их и спасло. То, что осталось в монастыре, почти полностью утрачено.

В 1954 году музей был закрыт, но в 1961 году открыт снова, и на этот раз занял территорию всего монастыря. Начались реставрационные работы, отчасти возвратившие первоначальный вид памятникам, искаженным в XVIII-XIX веках.

Господь, по своей милости, подарил нам замечательный день, который вновь наполнил наши сердца особым духом Святой Руси.

Фотогалерея

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru