Паломническая поездка в Углич

03.06.2015

IMG 9120-1

В понедельник, 25 мая 2015 года, приход храма в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" совершил паломничество в Углич и посетил Угличский Кремль, Алексеевский женский монастырь, Свято-Воскресенский мужской монастырь, Богоявленский женский монастырь, Церковь Царевича Димитрия «на поле».

Прежде всего название этого города ассоциируется с трагическими событиями нашей истории, происшедшими на территории Углического Кремля- убийством Царевича Димитрия, сына Ивана Грозного.

По преданию, Углич был основан в 937 году Яном Плесковичем, выходцем из Пскова, родственником княгини Ольги. В эти края князь Ян был послан князем Игорем «ради описания многолюдного народа и сбора дани». Придя в земли углян, Ян Плескович выбрал место на крутом берегу реки, повелел поставить здесь двор, где и поселился со многими своими людьми. Позднее, Ян Плескович основал на этом месте город.

Ростово – Суздальский князь Юрий Долгорукий в 1148 году противостоит на Угличском поле киевским, смоленским и новгородским князьям. С 1207 года в составе Владимиро-Суздальского княжества. В 1238 году разрушен монголо-татарами. С XIV века в составе Московского княжества. В 1591 году в Угличе убит цесаревич Дмитрий, сын Ивана Грозного.

Со времени основания до возникновения самостоятельного удельного княжества Углич редко упоминается в летописях. Достоверные известия о городе по Ипатьевской летописи датируются 1148 годом. В этот год киевский, смоленский и новгородский князья выступили против ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого и, захватив ряд городов на Волге, «поидоста оттоле на Оуглече поле». Вероятно, в то время Углич был поселением, имевшим в основном торговое значение из-за выгодного расположения. Через него проходили торговые пути к Белоозеру, в Камскую Болгарию и на Каспий, в Новгород и западные страны.

Следующие сведения об Угличе относятся к 1207 году, где он называется в числе городов в составе Владимиро-Суздальского княжества. С 1218 года он стал главным городом небольшого удельного княжества. После разрушения монголо-татарами в 1238 году Углич не только быстро восстановился, но даже увеличил свою территорию. В годы княжения Ивана Калиты земли Углича были присоединены к Москве, и при Дмитрии Донском город уже считался полной собственностью московских князей. В 1380 году на Куликовом поле ратники Углича сражались в засадном полку под командованием князя Владимира Серпуховского, прозванного Храбрым.

В XIV-XV веках Углич имел большое стратегическое значение. Тверские князья пытались захватить Углич, чтобы сделать его опорой для борьбы с Москвой, но это не удалось. В середине XV века князь Дмитрий Шемяка сражался за великое княжение с Василием II. Он захватил Москву, взял в плен князя Василия, ослепил его и сослал в Углич. Затем Василий II вернул себе великое княжение, а Углич вновь перешел к Москве.

Время расцвета Углича – это время княжения в нем сына Василия II Андрея, прозванного Большим. За 30 лет город укрепился и отстроился. Деревянные стены кремля привели в порядок, был выстроен княжеский дворец, состоявший из каменных палат и деревянных хором. Все строение богато украшалось. Часть деревянных храмов заменили каменными соборами. Заметно увеличилось население Углича. Вдоль кремлевской стены, за посадом, выросли слободы: Кузнечная, Гончарная, Оружейная и другие. Дорогу к Угличу охраняли монастыри, построенные в те же годы. Рост могущества князя Андрея Большого вызывало подозрение московского князя Ивана III. В 1491 году угличский князь, приехавший в Москву, был схвачен и посажен в темницу. Сыновья Андрея Большого окончили жизненный путь в северных монастырях.

С тех пор Углич полностью зависел от Москвы. Потомки угличских князей проживали в столице Московского царства. Город опустел и практически перестал отстраиваться, старые постройки не ремонтировались.

Последним угличским князем стал сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. В возрасте двух лет он был выслан вместе с матерью в Углич под надзор людей Бориса Годунова. Это произошло в 1584 году, во время правления царя Федора Иоанновича. Пятнадцатого мая 1951 года в Угличе раздался набат, и людям объявили о гибели царевича Дмитрия. В сем злодеянии обвинили ставленников Годунова, многие из которых были убиты горожанами. Вскоре прибывшая комиссия установила, что смерть царевича была случайной Дмитрий сам упал на нож во время эпилептического припадка.

Сторонники Марии Нагой, матери царевича, устроившие расправу над людьми Годунова, подверглись репрессиям. Царицу Марию постригли в монахини. Даже набатный колокол Углича был сброшен с колокольни, высечен плетьми, лишен языка и отправлен в Тобольск. Погибший в Угличе царевич дал имя двум самозванцам. Смутное время, годы лихолетья, омрачившие всю первую треть XVII века, принесли Угличу неисчислимые бедствия.

В годы войны город несколько раз оказывался в руках врагов. Особенно сильно город пострадал в 1611 году: Углич был сильно разорен, сожжен, почти все его жители истреблены. Уже после воцарения Михаила Романова, в 1615 году, Углич был разрушен вновь польскими отрядами Лисовского. К 1620 году в городе оставалось лишь 47 домов. О положении в Угличе царю доносили: «На Угличе ратных людей, дворян, детей боярских нет, только шесть человек пушкарей, да и те голодны. Хлебных запасов нет же, а с Угличского уезда хлебных запасов собрать не с кого. Посадские люди от Литвы выжжены и высечены (иссечены саблями) и разорены без остатка».

Царь Михаил Федорович Романов старался восстановить разрушенный Углич, всячески проявлял заботу о нем. По его указу были наделены землей и угодьями разрушенные в Смуту монастыри, городу Угличу даровано самоуправление и налоговые льготы. Заново отстроили стены и башни кремля, каменные храмы и жилые дома. К началу XVIII века в городе выстроили большой кремлевский собор.

С конца XVII века Углич исчезает со страниц истории. В XVIII веке торговые пути обошли город стороной и его значение снизилось. Не улучшилось положение города и в XIX веке. Промышленности почти не было, на единственной писчебумажной фабрике работало около 500 человек.

В городе изготавливали безмены, шили мешки для муки и вязали грубые чулки на продажу. Пароходное движение по Волге не приносило Угличу доходов, а железнодорожные пути пролегли далеко от города.

Углич довольствуется ролью скромного провинциального города, на жизнь которого почти не влияли события в стране.

В 1708 году Углич вошел в состав Ингерманландской, а с 1719 года Санкт-Петербургской губернии. Позднее Углич отошел к Московской губернии, а с конца XVIII века он сделался уездным городом Ярославской губернии.

Храм Царевича Димитрия «на поле»

28 мая 1606 года (по старому стилю) в граде Угличе священной комиссией во главе с митрополитом Ростовским Филаретом были открыты и признаны святыми и нетленными мощи Царевича Димитрия - невинно убиенного отрока и последнего угличского кнИз городского собора процессия с гробом Страстотерпца двинулась к Ростовской заставе. Надрывно и жалостно гудели колокола городских храмов, провожая Царевича. На границе княжеской вотчины процессия остановилась. Здесь в чистом поле собрались тысячи людей, желающих проститься и воздать последние почести своему любимому князю. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело Богослужение.Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба Страстотерпца на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. (В настоящее время святыня хранится в собрании Угличского музея). 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Московского Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.

Создание храма

Осенью 1606 года место прощания с Царевичем обозначилось деревянной часовней. В 1610 г. её сожгли поляки.В 1637 году часовня была восстановлена и простояла полвека. Её сменила деревянная церковь, вынесенная из Угличского кремля.В 1729 году артелью зодчего Михайло Волкова был возведен первый каменный храм. Изначально церковь была ружной, затем стала кладбищенской бесприходной. Волей Божией недолог был её век. Страшный пожар 26 сентября 1793 года, уничтоживший половину Углича, серьезно повредил строение церкви.В 1798 году было решено храм за ветхостью разобрать и строить новый. Ктиторами храма выступили Угличские купцы Русиновы. Новый храм был поставлен на 10 саженей ближе к Ростовской дороге, дабы сохранить древнее кладбище.18 января 1802 года возобновились службы в теплом пределе св.мчч. Кирика и Иулитты. Летом 1814 года был закончен главный храм. Над благоукрашением его трудились иконописцы Григорий и Василий Буренины, а так же артель Тимофея Медведева - лучшие изографы Углича.Освятил храм в честь перенесения мощей св.блг.кн. Царевича Димитрия архимандрит Палладий из Угличского Алексеевского монастыря. 200 лет можно сказать храм не закрывался. В нём богатейшее собрание икон.В 1995 году старанием настоятеля митрофорного протоиерея Владимира храм обрел частицу мощей своего небесного покровителя. Все это духовное богатство можно увидеть сегодня.

Святыни храма

В 2011 году исполняется 200 лет одной из почитаемых святынь - иконы святого мученика Иоанна Воина. Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным. Примечательно, что в XX веке икона была похищена дважды в 1925 г. и в 1937г. и оба раза чудесным образом возвращалась назад. Третья кража случилась в 1993 году, но через два года образ снова вернулся домой в свой храм. Также исполняется 200 лет храмовой иконе Царевича Димитрия, написанной в 1811 г. угличскими мастерами для этой церкви. Известно, что она участвовала во всех крестных ходах по городу Угличу, проводимых на праздник Покрова Божией Матери. У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница. Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых. Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско - литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви. Память Святого празднуется 3 (16) февраля. У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему. В малом иконостасе придела Кирика и Иулитты находится чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, принесенный из разоренного в 1930 г. Покровского монастыря.По преданию икона приплыла по воде и остановилась напротив монастыря. Инок Боголеп - пекарь пришел на берег за водой и увидев образ возвестил братии. Икону достали из воды и поместили в храм. Она сразу проявила себя многими чудотворениями и исцелениями. В честь иконы был построен собор и монастырь стал называться Покровским. С этой иконой ежегодно совершались крестные хода. Здесь же - чтимые икона Божией Матери "Нечаянная Радость", Мироточивая икона "Тихвинская", явленная икона Корсунской Божией Матери с источника села Станы и Афонский образ Святителя Николая. У выхода - храмовая икона Угличских Святых, написанная в 1951 году к 150-летию храма по благословению настоятеля храма иеромонаха Никодима (Ротова) в последствии Митрополита и видного иерарха Русской Православной Церкви. На храмовом погосте покоится местное духовенство, у могил которого молятся паломники.

Храмы Угличского Кремля

Храм Царевича Димитрия «на крови»

Церковь царевича Димитрия «на крови» 1692 года, ярким красным цветом выделяется на волжском «фасаде» города, эффектно венчая кремлевский мыс. Она поставлена на том самом месте, где 15 мая 1591 года оборвалась жизнь царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего угличского князя. Существующий храм построен по указу Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича. Ему предшествовали деревянная часовня, «клетская» церковь начала XVII столетия, рубленная шатровая церковь 1630 года. Каменный храм относится к распространенному во второй половине XVII века типу бесстолпных, пятиглавых церквей, на подклете, состоящих из алтарной апсиды, высокой храмовой части, трапезной, притвора с крыльцом и колокольней. Полукружие алтарной апсиды расположено на месте гибели царевича. В облике храма воплотились традиции русской архитектуры того периода с богатым декором и многоцветием. Сочная кладка наличников, угловых креповок, фризов, изразцы, яркий цвет стен и глав придают памятнику нарядный вид. В XIX веке надстроили северную открытую паперть - площадку и позднее превратили ее в придел, уменьшили высоту шатра колокольни, что изменило образ храма, сделав его приземистее. Церковь царевича Димитрия «на крови» — исторический символ Углича. Все, кто приезжает в город отдыхать или по делам, считают обязательным побывать в храме.

Притвор церкви расписан в XVIII веке на сюжеты заповедей, «Чуда о Хонском монастыре», «Страшного Суда». Слева от входа — изображение царевича в рост. За расписной, кованной заклепками «в репья» дверью уютная трапезная. Стенопись здесь выполнена в 1788 году мастером П. Хлебниковым из Борисоглебских слобод, что под Ростовом, на сюжеты библейских сказаний: о сотворении мира, о грехопадении Адама и Евы, изгнании их из рая. Живопись являет пример внедрения в просвещенный екатерининский век светских вкусов в церковную живопись. Объемно и реалистично выполненные обнаженные фигуры создают впечатление осязаемой пластики человеческого тела, показанного в движении. Но, несмотря на внедрение светских вкусов в культовую живопись XVIII века, изображение обнаженного тела на стенах провинциальной церкви было вольностью. Это объясняется тем, что в мемориальном, бесприходном, храме редко совершались богослужения.

Западную стену высокой храмовой части занимает композиция «Убиение царевича Димитрия». Это идейный центр интерьера и редкий пример исторической живописи в церкви. По построению композиция напоминает работы художников и граверов XVIII века. Роспись выполнена в 1772 году артелью московского подрядчика Сапожникова. Развитие сюжета читается слева направо и включает несколько событий рокового дня 15 мая 1591 года, сменяющих друг друга в соответствии с житийным повествованием.

Наверху, в тереме — сцена одевания и проводов царевича на прогулку. Ниже у лестницы эпизод убийства — мамка Василиса Волохова, ее сын Осип, и третий, из служивших при дворе людей Годунова, Никита Качалов или Данила Третьяков, попросив отрока показать ожерелье, наносят ему удар ножом в горло. Выше и правее — плачущие над царевичем царица Мария Нагая, кормилица Арина Тучкова и сбежавшиеся в Кремль по звону колокола угличане. В центре — колокольня, бьющий в колокол пономарь Федор Огурец и убийцы, пытающиеся взломать двери и прекратить звон. Справа — динамичная сцена расправы горожан над убийцами, выше — тела побитых во рву и скачущие в Москву гонцы.Венчает композицию панорама Московского Кремля и большое изображение царевича в лике святого. Фреска стилистически связана с монументальной живописью крупнейших школ Ярославля и Костромы XVII века, но уступает ее лучшим образцам. Плавная величественность движений знаменитых образцов заменена здесь театральной экспрессией, характерной для барокко, цветовая гамма приглушена. Между окнами первого и второго света «проиллюстрирован» православный «Символ Веры», выше помещены изображения русских святителей. Золоченый резной иконостас храма установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной несколько великолепных произведений иконописи лучших русских изографов — мастеров Московской Государевой Оружейной палаты.

В церковь делали вклады первые цари династии Романовых и русская знать. Икона «Богоматерь Смоленская» — вклад Михаила Федоровича Романова в деревянную церковь в 1630 году.

Высокие художественные достоинства, изящество рисунка и благородный колорит позволяют полагать, что ее автором мог быть видный царский изограф Назарий Истомин. Виртуозной техникой живописи, утонченностью цветовых и тональных сочетаний отличается образ Богоматери Цареградской, созданный иконописцем Петром Савиным в 1630 году.

Образ «Спас - Великий Архиерей» - подписная икона, исполненная в 1692 году одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Петром Билиндиным. В ней явственно присутствует влияние крупнейшего мастера эпохи Симона Ушакова — черты светотеневого, портретного письма. Европейские «фряжские» влияния есть и в образе «Св. Николая Чудотворца» в малом иконостасе трапезной.

Храмовый образ «Св. царевич Димитрий» выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века. Это копия иконы XVII века, серебряный басманный оклад с которой представлен отдельно.

В церкви хранятся реликвии — свидетели трагических событий рубежа XVI - XVII веков.

Угличский ссыльный набатный колокол, возвестивший о гибели отрока. Колокол был бит плетьми, лишен языка и уха, сослан в Сибирь, откуда возвращен в Углич только в 1892 году. На солее храма — носилы и рака, в которых после свержения Самозванца в конце мая — начале июня 1606 года мощи царевича были перенесены из Углича в Москву, а рядом — большой слюдяной фонарь, которой несли перед процессией. Здесь же серебряная икона - мощевик с осколками орехов, бывших у царевича в руках в момент убийства.

Спасо-Преображенский собор

На берегу Волги, в самой древней части Угличского кремля возвышается Спасо-Преображенский собор - главный храм города Углича. Храм был воздвигнут в 1706 году на месте разобранного древнего храма (X-XI вв). В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — характерная деталь XIX века. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы, которые звонят каждые полчаса. Спасо-Преображенский собор имеет необычный интерьер. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель Тимофея Медведева. На широких плоскостях стен и сводов размещается более 50 композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко.Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля. Грандиозный 6-ярусный иконостас установлен в 1860 году. Самая древняя из помещенных здесь икон — «Покров Пресвятой Богородицы» — относится к ярославской школе иконописи XVII века. Иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы по сторонам Царских врат темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Основная часть иконостаса выполнена в XVIII веке видным московским мастером Ф.Рожновым. В северо-западном углу собора находится открытый археологами фрагмент белокаменного контрфорса, подпиравшего стену древнего храма. На нем заметен темный след «польского» пожара начала XVII века. В 1929 году Спасо-Преображенский Собор был закрыт для богослужений и передан угличскому музею.Только в 2009 году по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, Собор был возвращён Русской Православной Церкви.

Богоявленский монастырь

Богоявленский женский монастырь в Угличе занимает половину квартала, прилегающего к Ростовской улице. По одной из версий его основала великая княгиня Евдокия, жена Димитрия Донского, в конце XIV века, по другой — Ксения Шестова, мать Михаила Романова, в конце XVI столетия. Первоначально Богоявленский монастырь располагался в Кремле. Около 1664 года, при последнем укреплении Кремля, обитель «от тесноты» перенесли на посад к валу. Здесь появился первый каменный храм - и церковь Смоленской иконы Богоматери (первоначально Богоявления), построенная артелью угличских мастеров. Огромный пятиглавый Богоявленский собор сооружен в 1843-1853 годах. Его основание связано с красивой легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал сад горожан Буториных. Весной, когда яблони цвели, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После покупки земли игумения Еликонида восприняла это событие как знамение и алтари храма поместили на то место, где опускались лебеди. Богоявленский собор - образец русско - византийского стиля, возвели по проекту К.А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Главы Богоявленского собора видны издалека в перспективах улиц, с дальних окраин и Волги. Недаром храм остался в детской памяти писательницы О.Бергольц, которая жила в кельях монастыря в Гражданскую войну, как самый яркий и впечатляющий образ Углича. Феодоровская церковь построена в 1818 году. Ее освящение в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Монастырю в начале XVII века оказывала содействие старица Марфа (Ксения Шестова). На территории монастыря находятся настоятельский дом, школа, келейные корпуса, несколько домов, стоящих у западной стены, за которой проходила древняя Сарайская улица.

Воскресенский монастырь

Воскресенский монастырь - один их старейших монастырей Углича. Возник он, возможно, во второй половине XIII века, при князе Романе Святом. Деревянные монастырские постройки стояли ближе к Волге у впадения в нее ныне засыпанного Троицкого ручья, служившего западной границей посада. Обитель страдала от наводнений. В XVII веке известный своей огромной строительной деятельностью ростовский митрополит Иона Сысоевич в память о пострижении, принятом в Воскресенском монастыре, решил отстроить обитель в камне подальше от берега. Воздвигнутый в 1670-е годы, грандиозный ансамбль реализовал идею монастыря-города, созданного «во образ идеального горнего града». Он включает Воскресенский собор с двумя приделами, с юга и севера, трехпролетную звонницу с церковью Марии Египетской под ярусом звона, трапезную палату с церковью Одигитрии. Над трапезной возвышается часовая башня, где были часы «з боем и перечасьем». Все здания подняты на высокий подклет и соединены галереей. Разноразмерные, но уравновешенные в общей композиции здания создают при обзоре живописные архитектурные картины. В 1764 году монастырь упразднили и превратили в приходскую церковь. В начале XIX века была разобрана ограда, переделано крыльцо, крыша, растесаны детали убранства. Воскресенский собор был расписан заново. Главный фасад Воскресенского ансамбля — западный. Он вставал перед въезжавшими в город из Москвы и Калязина, отмечая монументальными объемами сакральную границ богатого святынями города. Подклет Воскресенского собора и старое монастырское кладбище у стен и у Волги хранят прах монахов, именитых горожан, предков Михаила Федоровича Романова, матерью которого была угличская боярыня Ксения Ивановна Шестова. В 1999 году монастырь был передан Русской Православной церкви и существует ныне как мужская обитель. В обители находятся мощи схимонаха Иоакима (в миру Симеон Ульянов). В 1712 г. он поступил в Воскресенский монастырь, уже, будучи священником, и еще при жизни стал спать в дубовой колоде. В 1942 г. эту колоду с телом откопали на территории обители красноармейцы. Дубовую колоду с мощами сначала выставили в княжеском дворце для обозрения, а в 1960-х гг. мощи отправили в Ярославскую медицинскую академию, где они шесть лет служили в качестве удобного пособия для изучения студентами строения организма на кафедре судебной экспертизы. В настоящее время мощи схимонаха Иоакима покоятся в храме обители.

За стенами монастыря у кромки берега Волги расположена церковь Рождества Иоанна Предтечи. С возведением на берегу Волги нового храма связана трагическая история XVII века. Примерно в середине XVII века в Угличе жил богатый посадский человек Никифор Чеполосов, у которого был сын Ваня. Однажды Ваня, которому было всего шесть лет, ушел к учителю и пропал. Когда стали выяснять, что могло случиться с мальчиком, оказалось, что служивший у Чеполосова приказчик Рудак, имея «злобственное… в сердце скрытое ухищрение» (как сказано в летописях XVII-XVIII веков), похитил ребенка и убил его. Что заставило его поступить таким образом − месть ли, или другие побуждения − неизвестно. Смерть мальчика пытались превратить в событие, перекликающееся с гибелью царевича Димитрия, но этому воспротивились ростовские духовные власти; дело дошло до самого Петра I, который запретил эту канонизацию. На месте гибели сына Чеполосов поставил сначала деревянную часовню, а позднее, в конце 1680-х годов, и каменную церковь, для строительства которой, возможно, пригласил московских мастеров. В 1941 году церковь была закрыта. В 1970-х годах была проведена реставрация памятника. Сейчас церковь возвращена верующим и приписана к стоящему по соседству Воскресенскому монастырю. Главный престол храма освящен во имя Спаса Нерукотворного Образа, два боковых придела – Рождества Иоанна Предтечи (это был первый освященный придел, давший имя всей церкви) и Симеона Столпника. Застать храм открытым можно очень редко, так что чаще всего остается любоваться им снаружи.

Недалеко от церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» расположена Угличская ГЭС.

Алексеевский монастырь

Алексеевский женский монастырь в Угличе стоит за Каменным ручьем, на холме, названном в древности «Огнева гора». Когда-то здесь существовало языческое капище. В 1371 году митрополит Алексий для укрепления позиций Москвы в Верхнем Поволжье, после разорения Углича Михаилом Тверским, основал монастырь. Около 1534 года в обители возвели церковь Митрополита Алексия. Церковь была сильно перестроена в XIX—XX веках. В 1930-х годах церковь Митрополита Алексия была частично разрушена и в настоящее время не восстановлена. В 1628 году настоятель монастыря Мисаил, бывший келейный митрополита Филарета (Романова), завершил возведение Успенской церкви. Выдающийся памятник шатровой архитектуры стал монументом павшим в Смуту защитникам города. За свою гармонию и красоту церковь в народе получила прозвание «Дивной». Искусство зодчих выразилось в отточенности и гармонии всех частей храма. В XIX веке Успенский храм перестроили под настоятельские покои: прорубили большие окна, растесали кокошники, подрубили опорный столб трапезной. Рядом с «Дивной» церковью находится соборный монастырский храм Иоанна Предтечи.

В начале XX века в России было явлено много святынь во укрепление верующих перед страшными испытаниями. Скорее всего, одним из таких даров Божиих стал и образ «Вратарница Угличская», или «Свеча Неугасимая». Ее особое почитание должно было прийтись на первое десятилетие XX века, когда распространилась молва о явленных от нее чудесах, свидетельства о которых, собранные Духовной консисторией, возможно, безвозвратно утрачены в годы гонений на Церковь. В архивных материалах сохранились сведения о том, что в 1907 году в Алексеевском монастыре «с северной стороны Алексеевской церкви с разрешения епархиального начальства устроен на средства угличской купчихи Марии Васильевны Серебрениковой новый каменный придел во имя святителя и чудотворца Николая и иконы Божией Матери Афонской», и скорее всего – это была «Вратарница Угличская», которую в то время в документах называли «Афонская».

Фотогалерея

Источник

Источник

Источник

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru