Паломническая поездка в Ростов Великий 25 июня 2015 года

25.06.2015

IMG 1016-1В четверг, 25 июня 2015 года, состоялась паломническая поездка прихожан храма в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" в Ростов Великий.

В программу поездки вошли осмотр Ростовского кремля и исторического центра, теплоходная поездка по озеру Неро, посещение Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря и Богоявленского Авраамиева монастыря.

 

Ростов Великий одна из жемчужин Золотого кольца, он имеет огромное историческое и культурное достояние для России. А для нашей группы особое духовное значение. Мы испытывали некое благоговение от встречи со Святыми, которые «ждали» нас в этом городе. Не только со Святыми, но и с древнейшей историей, красивейшей архитектурой, живописными видами озера Неро. Как точно было подмечено в одном из текстов, «есть в России места, полные особого смысла, значения и очарования, где застывшее в пространстве прошлого остается ощутимым и потому – волнует. И среди них – Ростов Великий, один из древнейших городов русских, некогда равный славой и богатству Новгороду и Киеву, признанный духовный и культурный центр в те времена, когда еще не существовала Москва…»

Первое, что мы увидели на подъезде к городу, был не Ростовский Кремль, как могло показаться издалека, а красивейший Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, который стоит на самом берегу озера Неро. По преданию основателем монастыря был епископ Иаков, который заступился за женщину, приговоренную к смерти, и потому был изгнан из города. Выйдя на берег озера, Иаков расстелил свою епископскую мантию на водах Неро, ступил на нее и медленно поплыл по озеру, пока течение не прибило его «чудесный плот» к берегу. На этом месте епископ и основал монастырь в 1389 году, который после смерти Иакова получил его имя.

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

Первым мы посетили Зачатьевский храм ( посвящённый Зачатию праведной Анны). Собор Зачатия св. Анны — самое старое из ныне существующих строений монастыря. Он был возведен в конце XVII века при митрополите Ростовском Ионе (Сысоевиче). Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства. В то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень. С правой стороны сохранился помост – это место погребения Святителя Димитрия Ростовского, после чудесного обретения, его мощи были перенесены в Димитриевский храм. К сожалению, внутри Зачатьевский храм имеет следы многолетнего разрушения, храм восстанавливается, часть фресок сохранилась, и нам удалось полюбоваться «неземной» красотой ярославских умельцев. В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века и под ним открылись прекрасно сохранившиеся фрески иконостаса. К одной из них, иконе Святых Праведных Богоотцев Иоакима и Анны, нам удалось приложиться.

В 1725 году с северной стороны Зачатьевского собора был сооружен придел во имя свт. Иакова. Позже, в 1824 году, его разобрали и на его месте возвели полноценный храм, освященный во имя того же святого. Одновременно западному фасаду собственно Зачатьевского храма придали архитектурное оформление, схожее с оформлением Яковлевской церкви. Стоящие вплотную друг к другу, эти величественные храмы воспринимаются как единое целое, что и неудивительно: ведь один из них «вырос» из придела другого.

Под Яковлевским храмом сохранился небольшой Воскресенский храм. Он был обустроен на месте бывшей котельной. Информация о его интерьере и росписях утеряна. В храме под спудом находятся мощи св. Иакова. А также сохранилось несколько копий святынь Палестинской земли: Вифлеемская звезда и Гроб Господень. Нам удалось немного помолиться и приложиться к святыням.

21 сентября 1752 году при починке церковного пола Зачатьевского храма были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. Мощи святителя Димитрия, которые почитали великой святыней не только простые люди, но и знать (включая членов императорской фамилии), стали особым залогом процветания Яковлевского монастыря. Первые вклады в «святителев дом» не заставили себя ждать: уже императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку для мощей свт. Димитрия.

Необходимость в храме, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, появилась в монастыре тотчас после его канонизации, совершившейся в 1757 году. В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор. В интерьере Димитриевского храма следует отметить гармоничное взаимодействие скульптуры и живописи. И та, и другая выполняют одинаково важные декоративные функции. Интересно решены своды и купол, декорированные лепными розетками с золотой обводкой. Розетки, закрепленные в кассетах, уменьшаются в размерах по направлению к центру. За счет этого создается эффект необычайной глубины подкупольного пространства. Алтарь храма выполнен в виде триумфальной арки. В результате архитектурных особенностей внутреннего пространства, в храме необычная акустика. Некоторым прихожанам во главе о. Александра удалось это проверить, поднявшись на балкончик клироса и пропев несколько песнопений. Надеемся, что оставшиеся внизу, достойно оценили наше творчество))

Канонизация святителя Димитрия состоялась очень вовремя, спасши Яковлевский монастырь от упразднения. Хотя в 1764 году его и утвердили заштатным, но мера эта была временной. Уже на следующий год он был причислен к монастырям второго класса и, помимо того, стал ставропигиальным, то есть вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Св. Синода. Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили стоявший по соседству Спасо-Песоцкий монастырь. Это значительно расширило его территорию и позволило не стесняться в сооружении хозяйственных зданий.

Самая чтимая икона обители также имеет непосредственное отношение к святителю. Икона эта — список с древнего Ватопедского образа Пресвятой Богородицы. Она находится у раки с мощами свт. Димитрия. По преданию, Ватопедской иконой благословили свт. Димитрия родители, и на протяжении всей его жизни она была его келейной иконой.

В образе Богородицы, находящимся в Яковлевской обители есть особенность по сравнению с Афонской Ватопедской иконой: младенец сидит на правой руке, тогда как на чудотворном афонском образе — на левой. Эту «зеркальность» можно объяснить тем, что ростовская икона создавалась с кальки, еще недостаточно известной на Руси иконы. Создание ее связано с жизнью и деятельностью монаха Ватопедского монастыря святого Максима Грека. Он приехал с Афона в 1517 году по просьбе великого князя Василия III для перевода святых книг. С собою он привез много греческих книг и списки с двух главных святынь Ватопедской обители: Богоматери Ватопедской и Богоматери Ктиторской. После его преставления осталось несколько калек с Образами Богородицы. Вероятно, один из его учеников не правильно перенес кальку на доску и таким образом изображение Богородицы получилось «зеркальным».

Наша группа посетила смотровую площадку на одной из башен монастыря, нам удалось полюбоваться изумительным видом на озеро Неро, архитектурный ансамбль монастыря, старинные домики Ростова Великого и конечно на купольное многообразие Ростовского Кремля. На территории монастыря находится источник святителя Иакова, желающие набрали святой воды.

Следующей остановкой нашего путешествия был один из древнейших монастырей северо-восточной Руси. Богоявленский Авраамиев монастырь был основан в 11веке. Если говорить о времени основания монастыря, то датируется это время 1080 годом, так как преп. Авраамий прожил в обители примерно 30 лет, а преставился около 1110 года. О состоянии обители и ее насельниках вплоть до времени царствования Иоанна Грозного почти ничего не известно. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 году.

Древнейшими коренными обитателями Ростова города были финно-угорские племена меря и весь. Они были язычниками и поклонялись идолам. Самым страшным, по тем понятиям, являлся стоявший на Чудском конце идол «Велеса», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Первые два греческих епископа Феодор и Илларион не смогли добиться распространения учения Христова. Третий же епископ св. Леонтий принял от язычников мученическую кончину. Преподобный Авраамий пришел в Ростовские земли в возрасте 50 лет, будучи уже монахом. Он очень скорбел о неверии городских жителей. Ревнуя о славе Господней он молил Бога об избавлении от язычества. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему не какое-либо тяжелое орудие, но легкую камышовую трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Преподобный Авраамий, вооруженный тростью Богослова и крестным знамением, сокрушил истукана, «и абие идол Велес в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала и до велика» бывшие язычники.

Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукова (1176 - 1212) и тогда же установлено было праздновать память его 29 октября.

Во времена атеистического безбожия были разрушены стены монастыря, снесено кладбище, в соборах монастыря были организованы: зерносклад, детский сад санаторий и вытрезвитель, воинская часть и квартиры. Утратив ряд сооружений, особенно стены, Авраамиев монастырь потерял прежний облик монастыря-крепости. Нам удалось посетить Никольский храм и приложиться к раке с мощами преподобного Авраамия. Конечно, очень больно смотреть на разрушенные и уничтоженные нашими предками древнейшие святыни русской земли. Но как отрадно видеть их возрождение огромными трудами небезразличных людей! Возникло ощущение, что не оставлено это место Господом, что не утеряна Его забота. Это видно по той любви, с которой восстанавливается монастырь.

Впереди нас ждало развлечение – теплоходная прогулка по озеру Неро! Теплоходом, конечно, это плавучее средство не назовешь, но в последствии оно оказалось довольно надежным и комфортным. Несмотря на то, что погода нам не благоволила, мы были заинтересованы предстоящей поездкой и с энтузиазмом отправились на борт этого судёнышка))

Озеро Неро – колыбель и купель Ростова, оно возникло почти полмиллиона лет назад. Оно одно из немногих озёр предледникового периода в центральной России. Первые люди обосновались на озере около 6 тысяч лет назад. Историки уверены, что у племени меря здесь была столица в Сарском Городище на южном берегу озера. Теперь оно уже не такое глубокое и полноводное. Средняя глубина озера всего полтора метра, зато глубина ила в некоторых местах достигает до 20 метров. Имя Неро на языке мери означает «болотистое», «тенистое». Дно покрыто толстым слоем сапропеля. Озеро питают 17 рек, а вытекает всего одна- Вёкса. Озеро богато разнообразной рыбкой.

До конца XVII в. в Ростове существовала Рыболовная слободка, жители которой были обязаны поставлять рыбу: щук, линей, плотиц, окуней к царскому столу. Остальные жители имели право ловить рыбу только «удой» - удочкой).

С ростовского берега в ясную погоду хорошо видно с.Угодичи (в древности Угожь) - одно из древнейших селений, равное Ростову по возрасту, традиционный центр ростовского огородничества. До наших дней здесь сохранилась колокольня Богоявленской церкви и Никольский храм (XVIII в).Правее, на том же берегу высится знаменитая «Порецкая башня» - колокольня храма св. Никиты Мученика с. Поречье. Пятиярусное сооружение легко взметнулось ввысь, и его выразительный силуэт виден на многие километры. Колокольня построена в 1772-79 гг. местным архитектором-самоучкой А.С. Козловым. Высота ее 94 м, что на 6 м превышает знаменитую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Когда комиссия приезжала замерять ее высоту, местные жители подсыпали в основание землю, чтобы ее высота не превышала высоты колокольни Ивана Великого.

Особую славу здешнему огородничеству принес знаменитый ростовский лук. Технология его выращивания отработана веками. И только в Ростове семена лука называют «чернушкой», луковичку первого поля (года) - «сенчиком», а последующих лет - «выборком». Ростовский лук до сих пор считается одним из лучших сортов для средней полосы России, поскольку главное его достоинство «многосемейность», т.е. из одной луковицы-выборка можно получить до восьми. Забавно, что в старину богатую невесту здесь называли «ростовской луковицей».

Множеством сказок, легенд и преданий овеяно само Озеро! По одной из них, во время вражеского набега Ростов был разрушен до основания, а жители его разбежались. Прошло время, город поднялся из пепла, но враги об этом не знали. И когда они вновь двинулись на русскую землю под предводительством старого воина и вышли из лесной чащи на берег озера, то неожиданно увидели над его гладью прекрасный город. Старый воин был настолько изумлен, что у него невольно вырвались слова: «Это не Ро…», - он хотел сказать «это не Ростов». Но не успел: пущенная с крепостной стены стрела вонзилась ему в горло, и он рухнул на берегу озера. Так оно и стало называться Неро.

Бывал на Озере Неро и государь Петр Алексеевич Романов. Мечтал он построить в Ростове Великом русский флот. Уже был построен первый ботик Петра на Плещеевом озере, что под Переславлем Залесским... Уже состоялись первые потешные бои в Москве на Яузе-реке... Но широкая петрова душа требует большего! Настоящего! Задание дает своим приближенным, найти место, где корабли бы построить... "Есть такое место!" - докладывают приближенные. Озеро Неро, в Ростове Великом. Шириной - 12 с половиной верст, а до противоположного берега - 6 верст. Из него и выход в Волгу имеется. Обрадовался Петр, в походные сундучки вещички упаковывает. Новые ботфорты надевает. Усы подкручивает. Руки потирает. Песенку бравую насвистывает. Вышел к озеру Неро. Вот тут-то и ждало Петра Алексеевича разочарование. Никто не доложил государю, что толща воды в озере в самом глубоком месте в половодье чуть выше царевой головы будет. А всё остальное, до дна - 10 саженей ила (сапропеля). Увяз по колено Петр в этом самом сапропеле, новый левый ботфорт потерял. Обозвал наше прекрасное озеро Неро - грязной ростовской лужей и уехал к себе в Москву громко ругаясь на своих советников. А ботфорт Петра I и сейчас где-то на берегу валяется. Может кто-нибудь его когда-нибудь и сыщет)))

И впереди нас ждала обзорная экскурсия по Ростовскому кремлю.

В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о давно существующем. По легенде, Ростов стоит на том месте, где некогда был Россов стан - место военной стоянки легендарного царевича Росса-Вандала, сына царя Рагуила. Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, первое укрепленное поселение на озере Неро, было основано еще вождями племени меря в VII веке. Со второй половины XI века Ростов - центральный город северо-восточных владений русских князей. Лишь в 1125 году Юрий Долгорукий перенёс столицу в Суздаль. Развитие Ростова было прервано татаро-монгольским нашествием, город был захвачен и разорён. При царе Иване Грозном Ростов был взят в опричнину. В смутное время Ростов также не избежал трагической участи многих российских городов. В 1608 году он был сожжён и разграблен польско-литовскими интервентами.

На протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Во второй половине XVII столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове разворачивается строительство новой архиерейской резиденции. За короткий срок - около 20 лет, в центре города был возведён величественный ансамбль митрополичьего двора, состоящий из культовых, жилых и хозяйственных построек, окружённых крепостными стенами с высокими башнями. На Соборной площади при кафедральном Успенском соборе была построена уникальная звонница, для которой были отлиты огромные тысячепудовые колокола. В XVI - XVII веках происходило формирование архитектурных комплексов многочисленных городских и пригородных монастырей, значительная часть которых сохранилась до нашего времени. Такова история Ростовского Кремля и монастырей.

На территории Ростовского Кремля нам провели обзорную экскурсию монастыря, мы посетили митрополичий сад. К сожалению, не удалось посетить все экспозиции и отделы, на это потребовалось бы довольно много времени. Находясь на территории Кремля нам удалось услышать Ростовскую звонницу, т.к. наступало время вечернего богослужения. Это большая удача, т.к. услышать звон колоколов можно по предварительному заказу. Это очень обрадовало.

Последний храм нашего паломничества стал Успенский собор. Его размеры, архитектура, историческое значение поражают! Его высота размером около 20-ти этажного здания. Ныне существующий собор – уже пятый по счету на этом месте; до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси. С тех пор в Ростове несколько столетий находилась архиерейская кафедра, только в 1778 году перенесенная в Ярославль (недаром и по сей день митрополит в Ярославле носит титул «Ярославский и Ростовский»). В 1160 году деревянный храм сгорел, и по велению князя Андрея Боголюбского на его месте возвели белокаменный, «в меру Великой церкви Печерской» (вероятно, имелся в виду собор Киево-Печерской Лавры). В 1185 году собор перестраивался, а уже в 1204 году верх его обрушился «по неискусству немчины Куфира», и с 1213 года начало строиться новое здание. В 1314 году, 11 июня, в соборе был крещен сын ростовского боярина Кирилла младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. Именно в притворе этого храма у св. Марии, матери прп. Сергия, в утробе закричал младенец. Во время большого городского пожара 1408 года собор горел «со всем украшением», было утрачено множество древних ценных икон, книг, утвари, повреждены фрески. Но уже в 1411 году собор восстановили, не пожалев на работы и убранство средств из церковной казны. Это здание разобрали в 1508 году, чтобы начать строительство нового.

Построенный в начале XVI века Успенский собор - поистине великолепное здание. Его архитектура создана под влиянием Успенского Собора Московского Кремля. В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 году в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия – дар князя Андрея Боголюбского. Нам удалось приложиться к мощам первого святого ростовской земли. В советское время в 1922 году из собора изъяты многочисленные ценности, но богослужения продолжались еще 13 лет. В 1930 году запретили звоны, а в 1935 году он был закрыт. Уникальный памятник передали под склад кофе-цикорной фабрики, который и располагался там вплоть до 1953 года, когда мощнейший смерч разрушил купола и сильно повредил кровлю здания, звонницу и многие храмы и башни в кремле. Собор передали Ростовскому музею-заповеднику, у которого на полную реставрацию памятника просто не хватало средств. Еще в 1964 году состояние его интерьеров описывалось как тяжелое. Таким оно и оставалось вплоть до 1990-х годов. Сейчас интерьер собора практически восстановлен.

Но внутри вид храма был удручающий. Опять накатилась грусть, что такие величественные сооружения, живые свидетели, подвергаются мощному упадку и разрушению. И ты, такой маленький, не можешь мгновенно воссоздать, восстановить потерянное, утраченное, разрушенное… Это как сожаления о совершенных грехах, которые ты не можешь замазать белой краской, постирать или выбелить….. «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19, 26).

В Ростове сохранилось много каменных «святых» - соборы, храмы, церквушки, колокольни, монастырские стены. Этим постройкам около 1000 лет! Представить очень трудно. Они помнят таких святых: князь Владимир, св. Леонтий, прп. Авраамий, св. Иаков, св. Димитрий Ростовский, св. бл. Князь Борис, прп. Сергий Радонежский, Андрей Боголюбский, Александр Пересвет, прп. Иринарх Затворник т.д. Мы ходили с ними по одной и той же земле, молились в тех же храмах. Это представить еще труднее. Но мы были там, и каждый кирпичик и камешек утверждал нас в этом снова и снова, они тоже святые…. Слава Богу за всё!

Фотогалерея

Источник

Источник

Источник

Источник

Источник

Источник

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru