29 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в день памяти Святителя Феофана Затворника, в храме в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" была отслужена Божественная Литургия.

02.07.2014

29 июняПо окончании Богослужения отец Александр обратился к прихожанам с проповедью на Евангельское чтение,опираясь на толкование Святителя Феофана, которого Церковь сегодня сугубо вспоминает в молитвах: "Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно".

 

 

 

 

Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

Господь говорит: Светильник для тела есть око. Если око твое чисто, то и все тело твое будет светло, поэтому если душа твоя светла, то ты весь светел.

Наше око не просто орган зрения, оно тесно связано с нашим разумом. Преподобный Дорофей приводит такой пример: «Два человека ночью на улице видят идущего по делам человека, один думает: «Вот идет, чтобы кого-то ограбить».

А другой думает: «Вот раб Божий идет пораньше в Церковь, чтобы помолиться». Такие разные мысли, так что у одного темное око, а у другого светлое, которое во всем видит добро.Все мы знаем народную мудрость, которая гласит, что глаза – зеркало души.

В глазах отражается внутреннее состояние человека – гнев и злоба или любовь.

Господь нам дает пример: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6, 26) На птиц небесных Господь указывает нам, маловерным, чтобы показать непрестанный промысел Отца небесного обо всех тварях земных, особенно о человеке.Птицы не находятся в праздности – весь день летают, вьют гнезда, собирают корм. Но посмотрите на них, призывает Господь: вот пришла ночь и они спокойно спят, не заботясь, не переживая, что деньнаступающий им готовит. Так и Господь зовет нас не к праздности и легкомыслию, а только предостерегает от того, чтобы мы не терзались вопросами, что нам завтра есть, что пить, во что одеться.

С таким упованием на Бога жили праведники, с таким упованием жил Святитель Феофан Затворник, и Царь Небесный награждал их небесными и земными благами. Человек призван к счастью, и Бог уготовляет величайшее счастье для человека и в этой жизни, и в жизни будущей, но для этого надо услышать призыв Господа сегодня к каждому из нас: "Ищите прежде всего Царствия Божия, и сия вся приложатся вам".

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru