Православный женский журнал «Славянка», №4(40), июль-август. Рубрика «Я – мама»

12.10.2014

b29316a55bbde5075ab5207d6cРубрику ведет Оксана Сивакова

Первый раз в первый класс! ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЕНКА И ОСОБЕННО – ЕГО РОДИТЕЛЕЙ. СКОЛЬКО СЕРЬЕЗНЫХ РЕШЕНИЙ НАДО ПРИНЯТЬ, СКОЛЬКО ВАЖНЫХ ДЕЛ НАДО СДЕЛАТЬ! КАК ГОТОВИТЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ, ОТДАВАТЬ ЛИ ЕГО НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ, КАКУЮ ВЫБРАТЬ ШКОЛУ И КАКОЙ КЛАСС? В ЭТИХ ВОПРОСАХ НАМ ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ДЕТСКОГО САДА № 895 Г. МОСКВЫ СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА СМИРНОВА.

31590577 2Светлана Витальевна, когда надо начинать готовить ребенка к школе?

Проблема подготовки дошкольника к первому классу знакома каждому родителю. Одни предпочитают самостоятельно готовить малыша к школе, другие стараются отдать будущего первоклассника на специальные курсы. Так или иначе, готовиться к школе надо обязательно. Помните, что подготовленный к школе ребенок лучше проходит процесс адаптации к первому классу и легче вливается в образовательный процесс. Готовность к школе – это определенный этап между дошкольным и младшим школьным возрастом. Для того чтобы к семи годам сформировать эту готовность, развивайте малыша с самого рождения, открывайте перед ним мир знаний, умений, навыков и эмоций. Но не торопитесь, не забегайте вперед, развиваться малыш должен соответственно своему возрасту (не нужно требовать от трехлетнего ребенка прочтения четверостиший в книжке). Для каждого возраста есть свои нормы развития, но они приблизительны. Все детки разные. Некоторые даже в шесть лет не проявляют интереса к школе и школьной атрибутике. В этом нет ничего страшного – дайте время, иногда даже за полгода ребенок сильно взрослеет. Уделяйте больше внимания познавательной активности вашего малыша, поощряйте его за достижения. Начните заранее проводить небольшие домашние занятия с малышом, сначала в игровой форме, затем более приближенные к школьным урокам. Не утомляя его, постарайтесь заинтересовать в будущих школьных предметах.

pervoklassnik2

Как именно родителям заниматься с дошкольником?

С момента рождения ребенка родители выступают посредниками между ним и окружающей его действительностью. Именно родители несут в себе культуру поведения и речи, нравственные и моральные ценности. Задача родителей – развивать кругозор малыша, стимулировать потребность в познании и общении. Поощряйте любые начинания ребенка в познании, развивайте его фантазию и воображение. Старайтесь каждый день проводить мини-занятия: читайте вместе книжки, рассматривайте иллюстрации, спрашивайте малыша о том, что он запомнил из прочитанного вами, просите пересчитать героев из сказки и т.п. Особенно важно умение пересказывать прочитанную сказку. Можно побеседовать с ребенком о том, что в этой сказке важно, чему она учит. Предлагайте рисовать сказочных персонажей, используя различные выразительные средства (карандаши, краски, фломастеры и т.д.). Можно смастерить сказочных персонажей и построить для них дом из картонной коробки, это будет развивать творческие способности ребенка.
Для подготовки руки к письму развивайте мелкую и крупную моторику (перебирание мелких предметов, аппликации с использованием круп, головоломки со шнуровками, пальчиковые упражнения и др.). Дети развиваются именно через игру. Поэтому и все занятия должны проводиться в игровой форме. Предложите ребенку поиграть в школу. Из числа игрушек выберите учеников. Вместе с ребенком рассадите их за предполагаемые парты. Предложите ребенку быть одним из учеников. Заранее обговорите с ним правила «игры в школу». Для большей наглядности во время «первого урока» сделайте вместе с ребенком карточки-подсказки для соблюдения правил (внимательно слушать учителя и стараться не перебивать его – карточка с изображением ушка и закрытого ротика; поднимать руку, если нужно что-то спросить – карточка с ладошкой и т.п.). Оговорите длительность игры. В качестве оценок лучше использовать похвалу. Хвалите ребенка за достижения.
Будущим первоклассникам будет интересно примерить на себя не только роль ученика, но и роль учителя. Этот прием подойдет в качестве закрепления ребенком усвоенного материала. Находясь в роли учителя, ваш малыш, скорее всего, будет задавать игрушкам-ученикам те вопросы, на которые он сам заведомо знает ответы. Таким образом вы сможете проконтролировать, какой материал малыш лучше усваивает.

sm fullЧто дает детский сад в плане дошкольной подготовки?

Детский сад выступает определенной ступенью в развитии ребенка. Конечно, курсы по подготовке детей к школе научат ребенка азам учебной грамотности (развитие познавательных процессов, первичная постановка руки к письму и т.п.), однако благодаря детскому саду ваш малыш учится социализироваться в группе сверстников, учится общаться. В детском саду дети учатся самоконтролю, умению слушать и слышать, развиваются их нравственно-волевые качества.
Ребенок, который посещал детский сад, лучше адаптируется к начальной школе. Для него уже знакома ситуация образовательной деятельности, у ребенка будут развиты и сформированы познавательные процессы и графомоторные навыки (развитие мелкой и крупной моторики, способности ориентироваться на листе).

А что дают подготовительные курсы?

Эти занятия направлены на усвоение дошкольниками специальных умений и навыков, необходимых в учебной деятельности. Как правило, каждое такое занятие состоит из нескольких частей, на них детям в игровой форме предлагаются задания по развитию памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой и крупной моторики. Помимо этого, предлагаются задания на умение работать по правилам, слушать учителя и товарища, уметь дать оценку своей деятельности (получилось – не получилось, если не получилось, то как исправить). На подготовительных курсах ребенок может познакомиться и со своими будущими одноклассниками, часто такие занятия проходят при школах. Посещать или не посещать занятия – решать родителям.

Чем школа принципиально отличается от детского сада?

Основной задачей детского сада является воспитание детей, задача школы – обучение. Воспитатель в садике развивает в малышах нравственно-волевые качества, стремление участвовать в полезном труде в форме игры. Учитель обучает и воспитывает детей, формирует общую культуру.
Также среди отличий детского сада и школы можно выделить режимные моменты и методики подачи материала. В детском саду воспитание происходит преимущественно в игровой форме, в школе – через учебно-познавательную деятельность.
Почему основной деятельностью ребенка до семи лет выступает игра? Потому что в этом возрасте малыш может усваивать информацию, а, соответственно, и развиваться только с помощью игровых приемов. Вот представьте житейскую ситуацию: в каком случае малыш легче запомнит стишок – повторяя его за вами своему мишке или при специальной установке, что сейчас надо позаниматься, послушать, почитать?
Начиная с семи лет, когда большинство детей идут в школу, ведущим мотивом у ребенка станет учебно-познавательная деятельность. К первому классу у детей формируются необходимые предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и оценка своего труда, следование инструкции, планирование деятельности с ориентировкой на результат и т.д.), которые будут способствовать гармоничному развитию и дальнейшему обучению.

Можно ли отдавать ребенка в школу раньше семи лет?

Согласно Закону об образовании, отдавать ребенка в школу можно с шести с половиной лет. Но, готов ли ребенок сесть за парту, нужно определять индивидуально. Если родители замечают, что их любимого шестилетку не оторвать от игрушек и о школе он пока и слышать ничего не хочет, значит, малыш просто еще не наигрался и психологически не совсем готов к школе. Не переживайте. Вспомните народную мудрость: «Всему свое время». И не стоит раньше времени отбирать у ненаигравшегося малыша детство. Конечно, можно отдать ребенка в школу и в шесть лет, если он очень активен в познавательном плане, может сконцентрировать и удерживать внимание при выполнении задания, и у него сформирована не только внешняя готовность (учебные предпосылки), но и внутренняя (мотивационная) готовность к школе. На личном опыте могу сказать, что встречаются и шестилетки с хорошо сформированной внутренней мотивационной готовностью к школе, и семилетки, не готовые к школе по уровню мотивации.
Стоит различать физиологическую и психологическую готовность к школе.
С точки зрения физиологии детский организм должен быть готов к школьным нагрузкам, поэтому обратите внимание на уровень физического развития и общее состояние здоровья ребенка: часто ли он болеет респираторными заболеваниями, какова динамика в прибавлении роста и веса, своевременно ли меняются молочные зубы и т.д. Постарайтесь организовать летние каникулы перед школой так, чтобы и организму ребенка дать окрепнуть, и уделить время для занятий – читайте ему сказки, обсуждайте их, рисуйте, считайте ракушки и камушки на море. Словом, проведите этот предшкольный детский отпуск с пользой для его организма и развития.
К критериям психологической готовности можно отнести: интеллектуальный компонент (хороший уровень развития памяти, внимания, мышления и других познавательных процессов), социальный компонент (умение конструктивно взаимодействовать со сверстниками) и эмоциональный компонент (адекватно выражать свои эмоции и уметь управлять ими). Также не стоит забывать про мотивационный компонент школьной зрелости. У малыша, идущего в первый класс, на первый план все же должен выступать учебный мотив, а не мотив игры («я иду в школу учиться, а не играть» «в школе мне нравятся уроки, а не переменки»).

10222509 b

Как выбрать школу?

Главный критерий при выборе школы – индивидуальные наклонности вашего ребенка. Если вы хотите развивать в нем творческие способности, то обратите внимание на школу с художественно-эстетическим уклоном. Помимо основной общеобразовательной программы в такой школе предусмотрен дополнительный спектр занятий (кружков, секций, творческих коллективов). 

Если у малыша слабое здоровье, возьмите на заметку информацию о школе здоровья. Специальная программа такой школы предусматривает использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Если у ребенка проявляется склонность к языкам (на лету схватывает иноязычные песни и выражения; интересуется, как переводится то или иное иностранное слово), стоит задуматься о языковой школе. Языковая способность есть у всех малышей, но, к сожалению, не у всех из них хватает потенциала для того, чтобы развивать эту способность.
Если вы видите в малыше математические задатки, подумайте о математической школе, где, начиная с первой ступени образования, основной приоритет будет направлен на развитие математического склада ума. И в обычной общеобразовательной школе бывают классы разных направлений – гимназические, коррекции и др. Программа в них отличается интенсивностью образовательного процесса. Гимназические классы ориентированы на детей, достаточно подготовленных и быстро усваивающих информацию. Классы коррекции, напротив, развивают путем постепенного закрепления и длительной проработки предлагаемого учебного материала. Школу лучше выбрать недалеко от дома, в ином случае ежедневные путешествия на другой конец города вызовут переутомление ребенка и, как следствие, нежелание ходить в школу.
Сейчас перед родителями первоклашек стоит не только вопрос выбора школы, но и вопрос выбора образовательной программы. Их много: «Школа России», «Школа XXI века», «Школа 2100», «Гармония» и др. При записи ребенка в первый класс родителю дается информация о будущем учителе и об образовательной программе, по которой он будет строить весь образовательный процесс. Многие родители оказываются в растерянности: как же понять, какая программа лучше? Хочу успокоить родителей. Неправильно говорить, что «эта программа хорошая, а та плохая». Все образовательные программы проходят контроль качества образования, и основное их различие состоит лишь в способе подачи материала ребенку. Главное – выбрать ту программу, которая в большей степени подойдет вашему малышу (одни дети хватают все «на лету», другие думают дольше). Так, например, в программе «Школа России» (по которой учились мы и наши родители) тщательным способом отрабатываются навыки учебной деятельности детей (чтение, письмо, счет). В последнее время в школе большое внимание уделяется проектной деятельности. Начиная с первого класса, детям предлагается создавать свои проекты по определенной тематике, благодаря чему у них развивается не только воображение, но и способность смотреть на объект с разных точек зрения.

b06c87516bbde8049100572557f3707b XLЧто должен уметь ребенок, идущий в первый класс?

Ребенок, идущий в первый класс, должен знать информацию о себе и своих родителях – свою фамилию, имя, отчество; как зовут родителей и кем они работают; домашний адрес и телефон. Должен иметь знания по темам: «животные», «растения», «овощи», «фрукты» и т.д. Например, по теме «животные»: ребенок должен знать названия распространенных животных и их детенышей; уметь отличать домашних животных от диких; объяснять, в чем польза домашних и диких животных; называть внешние отличия животных от птиц или рыб. По другим темам: называть предметы, которые относятся, например, к мебели, посуде, одежде. Уметь различать наземный, воздушный, подземный и другие виды транспорта. Знать разные профессии и виды спорта. Ориентироваться во времени, днях недели, временах года, понятиях «право» и «лево». Среди специалистов бытуют разные мнения о том, должен ли ребенок, поступающий в первый класс, уметь считать, читать и писать. Но все же, сегодня в основном требования школ такие: умение считать от 1 до 10 и обратно, отличать буквы от звуков, гласные от согласных, подбирать слова на заданную букву. Что касается письма, то достаточным будет научить ребенка просто «печатать», то есть писать печатные буквы (не обязательно слова). Постановку руки к письму, технику написания прописных букв и правильного чтения лучше доверить специалистам. Но помните, что в разных школах, в зависимости от их статуса (специализированная школа, гимназия, общеобразовательная школа) требования к уровню подготовки будущего первоклассника разные. Поэтому, записывая ребенка в класс, узнайте об этом заранее, чтобы вашему первокласснику не пришлось потом «нагонять» и «подтягиваться».

Как напутствовать первоклассника в его первый школьный день?

Первое сентября для ребенка большой праздник! Почти все свое дошкольное детство он ждал этого дня, ждал, когда вырастет и пойдет в школу . И вот, наконец, он большой, нарядный, с букетом цветов идет в первый класс. Немного смущается и переживает. Важно, чтобы с первого дня у ребенка сложилось позитивное отношение к школе. Поэтому не нагружайте его напутствиями вроде «не балуйся, слушай внимательно, сиди смирно». Обнимите, поцелуйте, поздравьте, благословите и уверенно скажите, как вы рады, что теперь он первоклассник!

 

Беседовала Оксана Сивакова

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru