Отец христианского монашества
«Св. Антоний Великий»
Франсиско де Сурбаран (XVII в.)
Сегодня, 30 января (17 января по юлианскому календарю) мы чтим память известного египетского (коптского) святого — преподобного Антония, ещё при жизни прозванного Великим. Он почитается не только за свои личные аскетические подвиги, но и как основатель христианского монашества в качестве особого церковного института, многие представители которого впоследствии становились известными богословами и наиболее ревностными защитниками догматов. Вообще же «преподобными» называют всех представителей разряда святых, подвиг которых заключается в их монашеском подвижничестве. В православном богослужении преподобные особо воспоминаются на проскомидии (подготовительной части Божественной Литургии). За них вынимается шестая частица «девятичинной» просфоры.
О юности великого святого известно мало. Он родился около 251 года в христианской семье в селении Кома (Средний Египет). В 20-летнем возрасте, услышав в храме евангельские слова Спасителя об идеале духовного совершенства[1], Антоний буквально их понял и исполнил: раздал свое имущество и стал упражняться в аскетизме под руководством опытного старца. Затем он оставил учителя и начал самостоятельную жизнь в пустыне, недалеко от Красного моря, проведя в полном затворничестве двадцать лет. С 306 года Антоний начал призывать в пустыню учеников, становившихся, как и он, анахоретами, т. е. «отшельниками», «пустынниками»[2]. Но это отшельничество диктовалось совсем не равнодушием к людским нуждам: известно, что во время гонения на христиан имп. Максимина (311 г.) Антоний появлялся в самых опасных местах, утешая и ободряя верующих. Умер он около 356 года 105-летним старцем.
Именем Антония Великого названа также распространенная в Средние Века болезнь — «антонов огонь», для исцеления которой обращались к нему с молитвой. С 1095 года существовал благотворительный католический Орден Антонитов (Антонианцев), слившийся в 1774 году с Мальтийским.Житие (биографию) святого Антония написал его младший друг и покровитель святой Афанасий, архиепископ Александрийский († 373), знаменитый борец с ересью арианства, тоже прозванный «Великим». Изложенный в нем метод нравственного совершенствования через духовную борьбу с дьявольскими соблазнами и ужасающими видениями разрабатывался затем как в монашеской практике, так и в творчестве художников и писателей. Знаменитый французский писатель Гюстав Флобер посвятил жизни Антония Великого большой роман — «Искушение святого Антония». Он переписывал его три раза и назвал «творением всей своей жизни».
Преподобный Антоний Великий
Мы служим не каждый день, и поэтому проходят мимо нас имена святых и учение святых, от которых мы могли бы столькому научиться, но которых редко кто помнит. Так, вчера праздновался день основоположника монашеского подвига в египетской пустыне, святого Антония Великого, в память и честь которого названы все, кто впоследствии носил это имя, включая и основоположника русского монашества, Антония Печерского.
И мне хочется обратить ваше внимание на одно только событие из его жизни. Он ушел в пустыню, первый из всех подвижников, для того, чтобы бороться со злом, которое существовало в его сердце. Он не бежал от мира: он уходил в пустыню на единоборство, чтобы сразиться лицом к лицу со злом более сложным, более страшным и разрушительным, чем то зло, которое нас окружает в миру.
И вот, в какой-то период страшной, разрушающей бурей нашли на него искушения всякого рода; и он боролся отчаянно, он боролся изо всех своих сил, и наконец эти силы в нем истощились, не только душевные, но и телесные, и он лег на голую землю, чувствуя, что бороться больше не может. И в этот момент перед ним предстал Спаситель Христос, и вся тьма просветилась Его присутствием, весь ужас отошел. И тогда, бессильный даже встать перед Ним и поклониться Ему, Антоний воскликнул: Господи! Где же Ты был, когда я был в таком страшном борении? Неужели Ты не мог мне помочь?.. И Спаситель ему ответил: Я невидимо стоял рядом с тобой, готовый тебе помочь, если только поколебалась бы вера твоя...
Эти слова Спасителя обращены к каждому из нас; все мы стоим перед лицом или находимся во власти внутренней борьбы: борьбы с тьмой, борьбы со злом, борьбы со страхом, с недоумениями, со всем, что составляет падшую человеческую природу. И каждый из нас постоянно молится: Господи, приди! Господи, сними с меня это бремя! Господи, освободи меня!..
И так часто я слышу жалобы, что на этот крик души Господь как будто не отзывается; а на самом деле Господь стоит рядом с нами, с радостью взирая, когда мы мужественно, с верой, с верностью в сердце боремся во имя Его, как воины борются за своего царя, ратуют за него, даже если нужно в этой борьбе быть ранеными, изувеченными или убитыми.
И это наше человеческое призвание: если мы Христовы, то мы Христом посланы в этот мир, чтобы Его именем и во имя Его бороться и побеждать. Вспомним это каждый раз, когда мы окажемся во власти искушения, когда в нас подымется горечь, и злоба, и страх, и ненависть, и всякая страсть: нам дано бороться, именно дано: наша честь, наша слава, что Бог доверяет нам – нам, немощным, ничтожным – борьбу со злом в мире. И эта борьба начинается не вне, не в противостоянии нашем ближнему или дальнему, а начинается внутри нас, в победе над собой, в том, чтобы все преодолеть, стать хозяевами своей души, владеть душой, и телом, и умом, и сердцем, и волей, и жизнью – и все отдать в руки Божии, с тем, чтобы нам служить Ему всем сердцем, всей душой, всей крепостью, всем умом, всем, что мы есть и что у нас есть. Аминь.
18 января 1981 г. Митрополит Антоний Сурожский
Источник: https://azbyka.ru/days/p-otec-hristianskogo-monashestva