Молим о помощи!

Сбор средств на обеспечение водоснабжения: Собрано: 0  Осталось: 3 000 000

 

ПОМОГИТЕ ДОСТРОИТЬ ХРАМ!

Помощь можно перечислять на номер карты Сбербанка - 4817 7602 0813 1080
(в платежном поручении в назначении платежа большая просьба указывать: «Перечисления на уставную деятельность»)

 

-->

Новости Храма

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

01 04 2021 2

«Иже хочет по Мне идти, да отвержется себя, возьмет крест свой, и по Мне грядет».

Прославляя вещественный Крест Господень, св. Церковь напоминает нам о внутреннем, духовном кресте. Духовный крест, это – наши скорби, лишения, болезни и несчастия. И попускаются они, чтобы мы стали ближе к Богу, чтобы, чрез эти испытания, нашим смирением и терпением мы причастились ко Кресту Христову. Без креста нет пути в Царство Небесное. И Сам Христос проложил нам этот путь Своим Крестом. «Многим скорбям подобает войти в Царствие Божие, – говорит Господь, – узкая врата и тесный путь, вводящий в жизнь вечную». Тесный это путь, требующий от нас отвержения самого себя, требующий борьбы со своей греховностью.

Праведным сотворил Бог человека. Мы же, рождаясь в грехе, бесконечно скверним себя, забывая, что «мерзок для Бога и один помысел неправедный» (Притч. 15:26), забывая и о том, «что ничто мерзкое и нечистое не войдет в Царствие Небесное» (Ефес. 5:5). А ведь мы все грешны, и очень грешны. Мы живем грехом; хотя и кажется нам, что мы Христовы, мы пропитаны грехом, грехи несем и в храм Божий, стоя в нем на молитве думаем о греховном, грешим и в наших добрых делах, часто совершая их на показ, удовлетворяя ими наше честолюбие и тщеславие.

Быть в Царствии Небесном, означает – быть принятым в общение с Богом и святыми Его. Апостол Любви Иоанн говорит: «наше общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ио. 1:3). Значит, чтобы быть в Царствии Небесном, чтобы быть принятым в общение с Богом, необходимо очиститься от скверны. А ведь нелегко очистить сердце от навыков и склонностей греховных. В продолжении всей земной жизни совершаем мы этот внутренний подвиг над собою, ибо грех глубоко врос в наше сердце, стал как бы нашей второй природой.

И самой страшной страстью, одолевающей человека, является гордость, которая находит свое выражение в сознании своего так называемого достоинства. Гордость это – корень всех страстей наших. И ее одолеть можно только смирением. А вот посмотрите каждый на себя, – вы Христовы чада, к Нему часто в таинствах прибегающие, посмотрите, как быстро вы вспыхиваете, возмущаетесь при малейшем вам замечании от других, вместо того, чтобы ответить на обиду молчанием, вместо того, чтобы со смирением принять несправедливость, помня о том, как милостив к нам Господь, Которого мы непрестанно прогневляем.

Не хочет Бог смерти грешника. Чтобы вразумить его и вывести из-под власти греха, Он допускает испытания, скорби, и болезни – возлагает на нас крест для очищения нас от греховной ржавчины, для нашего исцеления и преображения. И кто несет крест свой, безропотно следуя за Христом, несет с верой и терпением, тот как бы приобщается ко Кресту Христову, к страданиям Христа. И эти наши страдания, переносимые с верой и кротостью, Христос вменяет нам, как Свои страдания, как Свой Крест.

Крест это – наше очищение, наша жизнь и воскресение. Узким, тесным путем шли за Христом все святые, этим путем идет и наш верующий народ православный. Этим путем, не уклоняясь от Христа, идем и мы с вами, прославляя Животворящее Древо, «на нем же Христос руце распростер, возведе нас на первое блаженство». Аминь.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский).

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosko_Borovskij/slova-i-propovedi/#0_21

 

Новости Храма

Неделя о мытаре и фарисее. Евангелие от Луки глава 18, стихи 10-14.

27 02 2021 3

  1. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
  2. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
  3. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
  4. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
  5. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

Новости Храма

Новомученики и исповедники Российские: кто они?

12 02 2021 5

Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Св. Евангелие от Матфея, 10:21,22)

Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

С самого начала своего существования советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды.

Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны.

Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т.н. «обновленчество».

Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше – запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца.

После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями.

Перед лицом всех этих бед, в атмосфере неприятия и дискриминации далеко не все решались открыто исповедовать свою веру, до конца следовать за Христом, претерпев мученическую смерть или полную скорбей и трудностей долгую жизнь, не забывая других слов Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими.

Первые новомученики

Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918 г., в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г.

Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. патриарх Тихон (Беллавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989 г., за границей – в 1981 г.).

Новомученики из императорского дома

Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев – царя Николая и его семью. У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины. Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем (все это может быть, а может и не быть, но само по себе не являются причинами для канонизации). Император Николай и его семья прославлены Церковью по причине смиренного отрешения от могущества, власти и богатства, отказа от борьбы и принятия невинной кончины от рук безбожников. Главным же аргументом в пользу святости Царственных Страстотерпцев является их молитвенная помощь людям, обращающимся к ним.

Великая княгиня Елисавета Федоровна, супруга дяди императора Николая, великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, особое православное учреждение, сочетавшее в себе элементы монастыря и богадельни. В тяжелые годы войны и революционной смуты обитель действовала, оказывая самую разную помощь нуждающимся в ней. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой и другими близкими людьми была отправлена в Алапаевск. На следующий день после расстрела императорской семьи они были живыми сброшены в заброшенную шахту.

Бутовский полигон

К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово (давшего ныне названия двум районам нашего города) разместился секретный полигон, на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. В наше время на Бутовском полигоне открыт посвященный им мемориальный музей. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения.

Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских:

  • • 25 января (7 февраля) или ближайшее воскресенье – собор Новомучеников и Исповедников Российских
  • • 25 марта (7 апреля, в праздник Благовещения) – память св. патр. Тихона
  • • 4-я суббота по Пасхе – собор Новомучеников Бутовских
  • • 10 (23) августа – собор Новомучеников Соловецких
  • • 4 (17) июля – память Царственных Страстотерпцев
  • • 5 (18) июля – память прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары
  • • Память других Новомучеников и Исповедников Российских совершается почти каждый день.

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц).

Тропарь Новомучеников (глас 4)

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи Новомученики и Исповедники своя:/ святители и иереи,/ Царственныя Страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Сегодня радостно ликует Церковь Русская, прославляя Новомучеников и Исповедников своих: святителей и иереев, Царственных Страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровью истину утвердивших. Их предстательством, Долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания веков.

Источники: http://andrey-one.prihod.ru/2016/05/15/novomucheniki-i-ispovedniki-rossijskie-kto-oni/

 

Новости Храма

День Игнатия Богоносца: письма из I века

12 02 2021 2

Ис­то­рия рас­кра­си­ла фев­раль осо­бы­ми ка­лен­дар­ны­ми цве­та­ми. День свя­то­го Ва­лен­ти­на и 23 фев­ра­ля – наи­бо­лее за­мет­ные язы­че­ские празд­ни­ки это­го вре­ме­ни (язы­че­ские не зна­чит пло­хие, «по­га­ные»; язы­че­ские – это на­род­ные, ком­мер­че­ские, го­судар­ствен­ные, но и не бо­лее то­го, не вы­ше). Цер­ков­ный знак фев­ра­ля – Сре­те­ние, по-рус­ски – Встре­ча: Мла­ден­ца-Спа­си­те­ля на со­ро­ко­вой день по­сле Рож­де­ства встре­ча­ют Си­ме­он Бо­го­при­и­мец и про­ро­чи­ца Ан­на. В вет­хо­за­вет­ный Храм всту­па­ет во­че­ло­ве­чив­ший­ся Бог, Вет­хий За­вет встре­ча­ет­ся с Но­вым. Од­на­ко све­сти весь цер­ков­ный ка­лен­дарь к дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам бу­дет нестер­пи­мым обед­не­ни­ем. Каж­дый из 365 дней в го­ду по­свя­щен па­мя­ти ка­ко­го-то со­бы­тия или свя­то­го че­ло­ве­ка. Эти «буд­нич­ные» празд­ни­ки ча­сто про­хо­дят неза­ме­чен­ны­ми – а жаль!

В 107 го­ду из Ри­ма в Ан­тио­хию бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­то­го Иг­на­тия Бо­го­нос­ца. До сих пор, вот уже 19 сто­ле­тий, Цер­ковь вспо­ми­на­ет об этом со­бы­тии каж­дый год 11 фев­ра­ля (29 ян­ва­ря по ста­ро­му сти­лю). Свя­тых, жив­ших в столь древ­ние вре­ме­на (ро­дил­ся бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник в се­ре­дине пер­во­го сто­ле­тия), мы зна­ем со­всем немно­го. А вот об Иг­на­тии Бо­го­нос­це до нас до­шли не толь­ко уст­ные сви­де­тель­ства, но и его соб­ствен­ные пись­ма, что и во­все ис­клю­чи­тель­ная ред­кость. Для срав­не­ния: Апо­ка­лип­сис Иоан­на Бо­го­сло­ва был на­пи­сан, ве­ро­ят­но, лишь де­ся­тью го­да­ми рань­ше.

Свя­той Иг­на­тий был епи­ско­пом го­ро­да Ан­тио­хии. В 107 го­ду, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Тра­я­на, его аре­сто­ва­ли и по эта­пу от­пра­ви­ли в Рим, где он при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну на арене цир­ка – его рас­тер­за­ли ди­кие зве­ри. По до­ро­ге в Рим ан­тио­хий­ский епи­скоп, уже пред­ви­дя ско­рый ис­ход, на­пи­сал несколь­ко (нам из­вест­но пять) пи­сем ма­ло­азий­ским Церк­вям, про­ща­ясь с ни­ми и пе­ре­да­вая по­след­ние на­став­ле­ния. Еще од­но пись­мо адре­со­ва­но рим­ля­нам, и од­но – лич­но По­ли­кар­пу, то­гдаш­не­му епи­ско­пу Смир­ны.

Где сей­час эти ма­ло­азий­ские Церк­ви? Эфес, Смир­на, Фиа­тир, Ла­оди­кия, Маг­не­зия… Им пи­сал и апо­стол Па­вел (про­по­ведь ко­то­ро­го в Ан­тио­хии, долж­но быть, слы­шал и Иг­на­тий Бо­го­но­сец, то­гда еще не епи­скоп), к ним об­ра­щал­ся Иоанн Бо­го­слов (помни­те, «и ан­ге­лу Ла­оди­кий­ской церк­ви на­пи­ши»?). Эти хри­сти­ан­ские об­щи­ны на­хо­ди­лись на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции. От Эфе­са оста­лись од­ни раз­ва­ли­ны, те­перь там му­зей; Смир­на на­зы­ва­ет­ся Из­мир – это круп­ный совре­мен­ный го­род; а вот окрест­но­сти древ­ней Ла­оди­кии и до се­го дня при­вле­ка­ют мас­сы лю­дей – ты­ся­чи ту­ри­стов еже­днев­но при­ез­жа­ют сю­да по­лю­бо­вать­ся бе­ло­снеж­ны­ми ска­ла­ми Па­мук-Ка­ле. Хри­сти­ан в ту­рец­ких по­се­ле­ни­ях прак­ти­че­ски нет, а мест­ные жи­те­ли да­же не очень-то по­ни­ма­ют, чем за­ме­ча­тель­ны их го­ро­да. Но в те да­ле­кие вре­ме­на здесь бы­ли круп­ней­шие об­щи­ны но­вой ре­ли­гии (со вре­ме­ни рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Хри­ста не про­шло и 80 лет). Им-то и пи­сал на­хо­дя­щий­ся в узах епи­скоп Иг­на­тий, как око­ло 40 лет ра­нее – за­клю­чен­ный под стра­жу апо­стол Па­вел.

По­сла­ния Иг­на­тия Бо­го­нос­ца – на­сто­я­щие жем­чу­жи­ны пер­во­хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти. Стиль их прост – ни вы­со­кой ри­то­ри­ки, ни фило­соф­ских изыс­ков. Спе­ци­а­ли­сты го­во­рят, что да­же с точ­ки зре­ния гре­че­ско­го язы­ка тво­ре­ния Иг­на­тия не вполне без­упреч­ны – все-та­ки епи­скоп был си­рий­цем и ед­ва ли по­лу­чил ос­но­ва­тель­ное об­ра­зо­ва­ние. Но де­ло во­все не в этом: на­став­ле­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка – это все то са­мое цен­ное, что пе­ре­да­вал сво­им бра­тьям свя­той, до­стиг­ший вы­со­чай­шей ду­хов­ной жиз­ни. Му­че­ни­че­ство за Хри­ста бы­ло сту­пе­нью, с ко­то­рой весь преды­ду­щий жиз­нен­ный опыт пред­став­лял­ся ему несо­вер­шен­ным. «Те­перь толь­ко на­чи­наю учить­ся», – пи­шет Иг­на­тий, дол­гое вре­мя воз­глав­ляв­ший круп­ней­шую хри­сти­ан­скую об­щи­ну то­го вре­ме­ни.

В Церк­ви еще не бы­ло раз­ви­той си­сте­мы ка­но­ни­че­ско­го пра­ва и слож­но­го иерар­хи­че­ско­го со­под­чи­не­ния, но ан­тио­хий­ский ар­хи­пас­тырь на­шел сло­ва, ко­то­рые вы­ра­жа­ют са­мую суть еще не из­дан­ных ка­но­нов: «По­се­му необ­хо­ди­мо ни­че­го не де­лать без епи­ско­па. По­ви­нуй­тесь так­же и пре­сви­тер­ству как апо­сто­лам Иису­са Хри­ста – на­деж­де ва­шей, в Ко­то­ром дай Бог жить нам. И диа­ко­нам, слу­жи­те­лям та­инств Иису­са Хри­ста, все долж­ны вся­че­ски уго­ждать, ибо они не слу­жи­те­ли яств и пи­тий, но слу­ги Церк­ви Бо­жи­ей, по­это­му-то и им долж­но бе­речь­ся от на­ре­ка­ний как от ог­ня».

Кое-где сре­ди ве­ру­ю­щих на­чи­на­лись неуря­ди­цы и раз­до­ры, свя­ти­тель ука­зы­ва­ет на ко­рень раз­де­ле­ния – на­ру­ше­ние ли­тур­ги­че­ско­го един­ства: «Итак, ста­рай­тесь иметь од­ну Ев­ха­ри­стию. Ибо од­на Плоть Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста и од­на ча­ша в еди­не­нии Кро­ви Его, один жерт­вен­ник, как и один епи­скоп…»; «Не ду­май­те, чтобы вы­шло что-ли­бо по­хваль­ное у вас, ес­ли бу­де­те это де­лать са­ми по се­бе; но в об­щем со­бра­нии да бу­дет у вас од­на мо­лит­ва, од­но про­ще­ние, один ум, од­на на­деж­да в люб­ви и в ра­до­сти непо­роч­ной. Един Иисус Хри­стос, и луч­ше Его нет ни­че­го. По­это­му все вы со­став­ля­е­те из се­бя как бы один храм Бо­жий, как бы один жерт­вен­ник, как од­но­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый из­шел от Еди­но­го От­ца и в Еди­ном пре­бы­ва­ет, и к Нему Еди­но­му от­шел».

С осо­бой си­лой об­ли­ча­ет он ере­ти­ков-до­ке­тов, ко­то­рые го­во­ри­ли, что стра­да­ния Спа­си­те­ля бы­ли толь­ко ка­жу­щи­ми­ся, это бы­ла толь­ко ви­ди­мость, не мо­жет ведь Бог стра­дать… «Все это Он пре­тер­пел ра­ди нас, чтобы мы спас­лись; и по­стра­дал ис­тин­но и вос­кре­сил Се­бя, а не так, как го­во­рят неко­то­рые неве­ру­ю­щие, буд­то Он по­стра­дал при­зрач­но. Са­ми они при­зрак, и как ум­ству­ют они, так и слу­чит­ся с ни­ми – бес­те­лес­ны­ми, по­доб­ны­ми злым ду­хам. Ибо я знаю и ве­рую, что Он и по вос­кре­се­нии Сво­ем был и есть во пло­ти. И ко­гда он при­шел к быв­шим с Пет­ром, то ска­зал им “Возь­ми­те, ося­жи­те Ме­ня и по­смот­ри­те, что Я не дух бес­те­лес­ный”. Они тот­час при­кос­ну­лись к Нему и уве­ро­ва­ли, убе­див­шись Его пло­тию и ду­хом. По­се­му-то они и смерть пре­зи­ра­ли, и яви­лись вы­ше смер­ти… Ес­ли же Гос­подь наш со­вер­шил это при­зрач­но, то и я но­шу узы толь­ко при­зрач­но. И для че­го же я сам се­бя пре­дал на смерть, в огонь, на меч, на рас­тер­за­ние зве­рям?»

Сме­ло и яс­но пи­шет Иг­на­тий о вы­со­ких дог­ма­тах, сме­ло на­став­ля­ет за­блуд­ших, сме­ло ука­зы­ва­ет, как нуж­но по­сту­пать. Это та сме­лость, ко­то­рая рож­да­ет­ся от пла­мен­ной ве­ры, от яс­но­го зре­ния – не на ощупь, не в по­тем­ках, а на­пря­мую, к це­ли. Цель же од­на: «Ни ви­ди­мое, ни неви­ди­мое, ни­что не удер­жит ме­ня прид­ти к Иису­су Хри­сту. Огонь и крест, тол­пы зве­рей, рас­се­че­ния, рас­тор­же­ния, раз­дроб­ле­ния ко­стей, от­се­че­ние чле­нов, со­кру­ше­ние все­го те­ла, лю­тые му­ки диа­во­ла при­дут на ме­ня, – толь­ко бы до­стиг­нуть мне Хри­ста».

Непри­выч­на и неожи­дан­на для совре­мен­но­го «неуве­рен­но­го» хри­сти­а­ни­на пря­мо-та­ки жаж­да стра­да­ний, му­че­ни­че­ства. Иг­на­тий вся­че­ски уве­ще­ва­ет рим­ских хри­сти­ан не хо­да­тай­ство­вать за него пе­ред вла­стя­ми, не ли­шать его воз­мож­но­сти по­стра­дать вме­сте со Хри­стом. «Умо­ляю вас: не ока­зы­вай­те мне небла­говре­мен­ной люб­ви. Оставь­те ме­ня быть пи­щею зве­рей и по­сред­ством их до­стиг­нуть Бо­га. Я пше­ни­ца Бо­жия: пусть из­ме­лют ме­ня зу­бы зве­рей, чтоб я сде­лал­ся чи­стым хле­бом Хри­сто­вым. Луч­ше при­лас­кай­те этих зве­рей, чтоб они сде­ла­лись гро­бом мо­им и ни­че­го не оста­ви­ли от мо­е­го те­ла, дабы по смер­ти не быть мне ко­му-ли­бо в тя­гость».

Несо­мнен­но, в жиз­ни свя­то­го епи­ско­па бы­ло мно­го слав­но­го и по­учи­тель­но­го и до про­щаль­ных пи­сем. Но для нас его об­раз оста­ет­ся в этой един­ствен­ной сцене: епи­скоп про­ща­ет­ся со сво­ей паст­вой, со сво­и­ми детьми – и даль­ше под кон­во­ем де­ся­ти во­и­нов, тер­пя на­смеш­ки и из­де­ва­тель­ства, в по­след­ний путь. В Рим, по эта­пу.

По­че­му свя­то­го Иг­на­тия на­зы­ва­ют Бо­го­нос­цем? Для мно­гих тол­ко­ва­те­лей – и древ­них, и но­вых – это оста­ва­лось не до кон­ца по­нят­ным. Объ­яс­ня­ли по-раз­но­му. Кто-то го­во­рил, что Иг­на­тия еще ре­бен­ком при­но­си­ли ко Хри­сту, и Спа­си­тель брал его на ру­ки. Дру­гие утвер­жда­ли, что, ко­гда те­ло му­че­ни­ка рас­сек­ли ме­чом, уви­де­ли, что в серд­це его бы­ло на­пи­са­но зо­ло­ты­ми бук­ва­ми «Иисус Хри­стос». В бук­ва­лиз­ме это­го пре­да­ния, ве­ро­ят­но, на­шло от­ра­же­ние пред­став­ле­ние о за­пе­чат­лен­но­сти име­ни Хри­сто­ва в ду­ше и жиз­ни вер­ных хри­сти­ан. Сам же Иг­на­тий на­зы­ва­ет Бо­го­нос­ца­ми вер­ных хри­сти­ан, ко­то­рые «Иису­са Хри­ста име­ют в се­бе». «Ве­ра ва­ша вле­чет вас на вы­со­ту, а лю­бовь слу­жит пу­тем, воз­во­дя­щим к Бо­гу, – пи­шет он эфе­ся­нам. – По­то­му все вы спут­ни­ки друг дру­гу. Бо­го­нос­цы и Хра­мо­нос­цы, свя­то­нос­цы, во всем укра­шен­ные за­по­ве­дя­ми Иису­са Хри­ста. От то­го-то я и ра­ду­юсь то­му, что удо­сто­ил­ся пись­мен­но бе­се­до­вать с ва­ми и раз­де­лить с ва­ми ра­дость мою, что вы, как свой­ствен­но дру­гой жиз­ни, ни­че­го не лю­би­те, кро­ме од­но­го Бо­га». По­ра­ду­ем­ся и мы, име­ю­щие се­го­дня чу­дес­ную воз­мож­ность чи­тать под­лин­ные пись­ма ве­ли­ко­го ар­хи­пас­ты­ря древ­но­сти – в кни­ге ли, в ин­тер­не­те ли, – раз­мыш­ляя над его сло­ва­ми и чер­пая из них чи­стей­шее уче­ние о веч­ной жиз­ни.

Источник: https://azbyka.ru/days/p-den-ignatija-bogonosca-pisma-iz-i-veka

 

Новости Храма

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

Евангелие от Марка глава 8 стих 34 – глава 9 стих 1

01 04 2021 1

8.34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

8.35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

8.36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

8.37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

8.38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

9.1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

Новости Храма

Слово в Неделю о Закхее

27 02 2021 2

Игумен Никон Воробьев (1963 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю, о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего (Лк. 19:10).

Все вы читаете Евангелие и подумайте, что значит: «взыскать и спасти погибшего»? Каждому бросается в глаза страшное слово – «погибшего». Кого оно означает? Кого пришел «взыскать и спасти» Господь? Иуду ли, который вместе со всеми учениками несколько лет ходил и общался с Господом Иисусом Христом, видел все Его чудеса, но продал Господа? Продал своего Учителя за деньги и погиб. Господь называет его сыном погибели. Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести. Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, потому что на улицах останавливались и молились, когда хотели дать нищим милостыню, то не тайно это делали, как Господь требует, а звонили или трубили в рожок, чтобы нищие видели и собрались к ним, сбегаясь со всех сторон, так что народ начинал смотреть, и тогда они величественно раздавали милостыню? Фарисеи всеобще лукавили и представлялись очень верующими, поскольку исполняли все до мелочи внешние обряды и даже умножали их число. Так, например, в субботний день по их предписаниям нельзя было платка носового нести, потому что это, оказывается, тяжесть – вот как они «исполняли» заповеди Божии. А на самом деле фарисеи и большинство священства и учителей иудейских в Бога не веровали и Самого Господа Иисуса Христа всю жизнь гнали, оскорбляли, клеветали на Него, наконец, предали Пилату, возбудили народ и распяли.

Так показали себя эти благочестивые фарисеи, священники и богословы. Они явно погибали. Спасет их Господь? Он еще до распятия Своего говорил им: «Змии, порождения ехидновы, не избежите вы гнева грядущего» (Мф. 23:33). Господь их не спас, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой явившемуся в деяниях Христовых. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад Твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38), – вот приговор Спасителя еврейскому народу, не пожелавшему спасения.

И много раз вы слышали, что случилось с этим народом, с Иерусалимом, как он погиб, как все было разрушено, разрушен был храм, а потом даже и само место города было распахано. Господь не спас их, ибо Он пришел взыскать и спасти тех погибших, которые с сокрушением сердечным сознают свою гибель, которые понимают, что они далеки от Господа, что они грехами своими оскорбляют Господа каждый день, каждый час, каждую минуту. Если человек осознает это свое ужасное состояние, осознает, что он гибнет, что он недостоин обратиться к Господу, что он не христианин, не последователь Господа, а враг Божий, так как постоянно нарушает волю Божию, заповеди Божии (ибо как я могу сказать, что я верую в Господа, когда я не верю Его словам и не хочу с ними считаться), если человек осознает все это и припадет ко Господу, дома на молитве, в уголке своем поплачет пред Господом: «Господи, видишь мои согрешения, считаю себя христианином, но каждый день, каждую минуту оскорбляю Тебя, делаю наперекор всем Твоим повелениям, Твоим заповедям; Господи сознаю, что я погибаю, будь милостив, спаси меня, нет у меня надежды на свои дела», – когда так припадает человек к Господу, от всего сердца со слезами обвиняя во всем себя, а не других, – тогда он окажется в числе тех погибающих, которых пришел спасти Господь. Всех тех, которые сознают себя погибающими, тех, которые каются пред Господом, которые не скрывают, а, напротив, открывают самих себя, все свои мерзости, все свои гадости Господу, плачут о них, их пришел Господь спасти.

Вот почему Спаситель и говорит фарисеям и всем мнимым праведникам, то есть тем, которые считают себя праведниками: «мытари, грешники, любодейцы предваряют вас», т.е. раньше вас войдут в Царствие Божие, потому что они видели свои грехи и каялись в них. Мытари, например, видели, что они брали больше, чем требовалось законом, видели, что они обманывали народ, и когда сознавали это, то плакали о своих грехах, как в притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14) или как мытарь Закхей (Лк. 19:2–10). Любодейцы также не могли не видеть, что они грешат, и они восплакали пред Господом. Грешница обливала ноги Его своими слезами, умоляя Спасителя о прощении, и Господь простил ее. Мнимые же праведники, которые надеялись на свои дела, добрые только по наружности, а внутри испорченные то тщеславием, то расчетом, то лицемерием и лукавством – были осуждены и отвергнуты Спасителем. Так были погибающие, как Иуда, и целые города: Иерусалим, Вифсаида, Хоразин, Капернаум, – затем фарисеи, заживо осужденные Господом, как не раскаявшиеся. Они не получили спасения. Господь, пришел взыскать и спасти тех погибающих, которые сознали свою гибель, которые никогда не старались казаться пред людьми хорошими, сознавали свои грехи, плакали пред Господом, умоляли Его, чтобы Он простил их.

Если и мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи и спас нас, то мы также не должны выставлять себя праведниками, а должны дома в уголке просмотреть себя, свою жизнь, поплакать пред Господом, и не раз, и не два, а, если возможно, каждый день умолять Господа: Господи, я погибаю, потому что я не верю Тебе, спаси меня...

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/propovedi/#0_15

 

Новости Храма

Слепой Вартимей

12 02 2021 4

(Лк. 18, 35–43)

Митрополит Антоний Сурожский.  1 февраля 1970 г.

Слепой человек, который сидел у врат Иерихонских, знал, что он слеп. Мы тоже слепы – и мы не знаем этого. Он знал, что слеп, потому что все вокруг него могли свидетельствовать, что они видят, а он не видит, могли ему описать, что они видят, и он мог понять, чего он лишен.

Мы слепы, и если сравнивать нас со святыми – такими же, как мы, людьми, но которые просветлели душой, прозрели сердцем, умом, – то ясно делается, как многого мы не видим. Но первая наша беда в том, что так редки среди нас люди со зрением, а еще страшнее то, что мы верим, будто состояние большинства – нормальное состояние, а если кто – редкий! – видит, слышит, чует, понимает, переживает необычайное, то он – вне нормы, он не обязательно является меркой для нас и судом над нашей слепотой, нечуткостью, мертвостью. В те времена в тех местах, где были явлены святые, с ними поступали, в общем, так же, как люди поступили со Христом: слушали недоверчиво, воспринимали слова насмешливо, к советам их не прислушивались, пути их не следовали. Порой дивились тому, что им дано, но считали это настолько необычайным, настолько неестественным, что к этому и стремиться нет смысла. Так и теперь мы слепы, мы не видим, не чуем. И надо себе поставить вопрос: чего же мы не видим, к чему мы слепы? Тогда, может быть, нам и придет на мысль прислушаться и попробовать понять.

Слепы мы к тому, что Бог посреди нас; в храме, вне храма – везде присутствует Господь; а мы живем, словно Его нет. Он рядом с нами, мы Им дышим, движемся, есмы – и не отдаем себе в этом отчета, приписываем себе жизнь, силу, ум, переживания, дарования, успех; однако проходим мимо Того, Кто есть источник всего. Мы слепы в этом отношении: среди нас Господь – а мы можем думать пустые думы, переживать бессмысленные переживания, вести между собой тленные и растлевающие беседы. А Он стоит безмолвно, как нищий стоит у двери: не взглянет ли кто на Него, не обратит ли кто внимание, не учует ли кто Его присутствия, не переменит ли Его присутствие чего-либо в сердцах, в мыслях, в словах людей?..

И мы не видим; и нас так много, невидящих, что нам это и не странно: все слепы – значит, это норма! Как это страшно! А когда мы посмотрим вокруг себя, то мы такие же слепые. Каждый человек – образ Божий, икона, подобие; а мы ничего подобного не видим в нем. Пусть, конечно, эта икона изуродована – но разве мы к иконе, изуродованной человеческой грубостью, так относимся, как относимся к человеку? Если мы найдем икону растоптанную, оскверненную – с каким благоговением, с какой болью сердечной мы ее поднимем, прижмем к сердцу, унесем к себе, вычистим, поставим, как мученицу, на святое место и будем рассматривать то, что ее изуродовало, как раны, и благоговеть перед этим, потому что в этом мы увидим образ того, что случилось с Богом, когда Он стал Человеком: как Его люди били, как топтали, как оплевывали, как смеялись над Ним – это мы можем увидеть в иконе, написанной красками и пострадавшей.

А когда перед нами нерукотворный образ – человек, мы видим в нем – не знаю что, только не образ Божий, и относимся к нему, конечно, не так, как отнеслись бы к иконе, о которой я сейчас сказал... Разве нам разрывает сердце уродство человека – что он зол, что он завистлив и т. д.? Нет! Нам не больно от этого, нам противно! И другому так же противно смотреть на нас, потому что мы такие же, как те, кого мы осуждаем... И вот слепой в потемках бьет слепого, и никто из них не признает, что сам слеп и что это – ужас...

И еще: все в руке Господней; пути Божии неисповедимы: они бывают страшны; они бывают так светозарны, что слепит очи; они бывают так скромны, неприметны, что нужно все наше внимание, чтобы уловить действие Божие. И вся наша жизнь, жизнь каждого отдельного человека, каждого из нас – в руке Господней. И все, без исключения, что в ней происходит, имеет смысл, если бы мы только прозрели и поставили вопрос: Куда ведет Господь? Что это значит? – а не кричали: Мне неудобно! Мне больно! Меня это раздражает! Не хочу этого! Отойди прочь, Господи, с Твоими блаженствами, которые говорят о голоде, и о плаче, и о гонении, и об одиночестве... Не хочу того!..

И мы слепы: слепы в своей жизни, слепы в сложной, богатой жизни других, кто с нами связан; слепы в понимании путей Божиих в истории, слепы по отношению к отдельным лицам и к целым группам людей – верующим, неверующим, своим, чужим; к своим так же слепы, как к чужим... Разве это не ясно, если только подумать?

А мы сидим в пыли у врат Иерихонских и воображаем, что зрячи. Проходит Христос, и мы голоса не возвысим, не крикнем о помощи; нет нужды, чтобы нам говорили: “Молчи, не тревожь Учителя”... Что мне от Него нужно? Я все знаю... Что Он может мне дать? Я зрячий, я живой... Неправда! – и слеп, и мертв! И только от Него может быть прозрение, и только от Него может быть жизнь. Но вот, мы не видим этого и не просим – а Он проходит; больше того: останавливается, стучит в дверь ума, сердца, жизни всеми событиями, всеми людьми, всеми переживаниями, всем без исключения, чем полна моя личная жизнь, и жизнь каждого вокруг, и всех, и всего мира и вселенной. А мы не слышим даже стука, даже гласа Господня, и не отворяем...

Перечтем этот рассказ. Христос спрашивает: Что тебе от Меня нужно?.. Мы бы ответили: Да ничего мне не нужно, Господи; все у меня есть... Или, наоборот, чего только мне ни нужно – богатства, славы, дружбы, тысячи вещей, только не Его и не Его Царства. И поэтому и не слышим мы или слышим так редко: “Прозри! Ты же веруешь, ты поверил! Ты – на грани зрячести, так прозри же, это в твоих руках!” Не слышим мы этого слова не потому, что у нас какая-то теоретическая вера бессильна, а потому что ничего нам не нужно, мы “зрячи”. Как это страшно!

Подумаем все над этим пристально, пока еще можно прозреть и увидеть, как богата славой жизнь, как близок Господь, как сияет Он славой вечности, как бесконечно Он смиренен, кроток, близок к нам, как лежит это сияние Господне на каждом лице, как на иконе, бьет ключом жизни в каждом событии, в каждом человеке, зовет нас: Разомкнись! Открой глаза, открой сердце, разомкнись! Пусть воля твоя будет гибкой, свободной! Пусть тело твое будет, как земля богатая перед посевом Господним, и тогда жизнь будет!.. Рождается жизнь в человеке и вокруг него ширится, как свет, как тепло, как радость, как вечность. Все нам дано, и как мало мы это берем... Дай нам Господь мужество быть правдивыми, и дай нам Господь радость – радость прозреть! Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/propovedi/8_1

 

Новости Храма

Епископ Дмитровский Феофилакт возглавил Божественную Литургию в престольный праздник храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке

 DSC2883

3 февраля епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством, возглавил Божественную Литургию в храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке.

В престольный праздник, Преосвященному архипастырю сослужили благочинный Андреевского церковного округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках протоиерей Николай Карасев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке иерей Александр Мелин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском–Стрешневе иерей Михаил Титов, настоятель храма св. прп. Моисея Мурина в Южном Бутове иерей Илия Сычев, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине иерей Владимир Галкин, клирик Елоховского Собора протодиакон Николай Платонов, клирик храма Спаса Преображения Патриаршего подворья в Переделкине диакон Николай Тюрин.

По окончании Божественной Литургии, был совершен крестный ход к месту строительства каменного храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Преосвященный Владыка освятил кресты, купола и колокола  для строящегося храма.

Храм Иконы Божией Матери строится с 2017 года. За это время воздвигнуты стены, установлены окна, начата внутренняя и наружная отделка, к границе участка  подведены коммуникации. Несмотря на непростую обстановку в мире, строительство храма продолжается. 

В завершение праздника для прихожан и гостей храма было организовано чаепитие.

Посмотреть все фото...

 

Новости Храма

Неделя о мытаре и фарисее. О смирении

27 02 2021 4

Основанием нашей христианской жизни является смирение. Без смирения никакая угодная Богу жизнь невозможна. Никакой подвиг, никакие посты, бдения, молитвы не приятны Богу и не полезны человеку, если совершаются без смирения. Из притчи о мытаре и фарисее видно, что мытарь действительно был грешник, а фарисей по делам действительно был праведник, но первый имел смирение и был оправдан Богом, а второй не имел и был отвергнут. Почему? Потому что гордость ненавистна Богу, она роднит человека с диаволом и удаляет от Бога бесконечно.

Как невозможно строить дом без прочного основания, потому что, какой бы прекрасный он ни был, неизбежно упадет и разрушится, – точно так же, и в еще большей степени, невозможно строить христианскую жизнь без единственно верного ее основания – смирения. Без смирения не имеет силы и не спасает никакая добродетель, никакой подвиг. Диавол был великим архангелом, сиял небесной славой, имел все добродетели и совершенства, но не имел смирения и упал с неба. И все его добродетели и совершенства не только не помогли ему, но и обратились во вред, ибо, когда он из Ангела света стал чудовищем бездны, все эти совершенства были обращены на служение злу.

Отсюда видно, что гордость – это исконное и первоначальное зло, самая древняя, глубокая и смертоносная из всех страстей. Именно по этой причине враги наши всегда стараются направить нас на путь гордыни и превозношения, ибо хорошо знают, что если в человеке есть гордость, то других грехов – убийства, блуда, разврата и прочих – совершенно не требуется: человек и без того становится несомненной добычей ада.

Однако верно и обратное: если в душе есть смирение, то других добродетелей не требуется, человек может спастись и без них. Святые отцы говорят, что как одна только гордость без других грехов низвергла херувима с небес, так и одно лишь смирение даже без других добродетелей может возвести христианина на небо.

Смирение есть одеяние Божества, совершенство Самого Господа Бога, а потому оно и нас делает причастниками Божественных совершенств, приносит нам небесные блага. Главное из этих благ – приближение к Богу и общение с Ним. Без смирения такое общение невозможно. Гордость исключает саму возможность общения с Богом. Старец Паисий Святогорец говорил, что, если кто-то хочет выйти на связь с Богом, он должен переключиться на частоту смирения, потому что Бог всегда работает только на этой частоте. Вот почему смиренная душа легко устанавливает и поддерживает связь с Богом.

Господь общается с человеком через Свою Благодать, и если человек не принял Благодати, то общения с Богом быть не может. Благодать же привлекает в человека не что иное, как смирение. Как влага сходит с гор на низкие места, говорит святитель Тихон Задонский, так и Благодать от Бога нисходит только в смиренные души. Когда же Бог приходит Своей Благодатью в душу человека, то Он дает душе неизреченные дары и совершенства, о которых человек горделивый не знает и даже не предполагает, что эти дары существуют.

Смирение привлекает к нам любовь и помощь Божию. Святые отцы говорят, что Бог каждое утро благословляет всех людей одной рукой, а смиренных – двумя руками. «Смиряйся, и все дела твои пойдут», – писал преподобный Амвросий Оптинский. Смиренному помогает Сам Господь, поэтому во всяком деле он будет благоуспешен. «Бог человека очень любит, – говорит старец Паисий, – знает, что ему нужно, и хочет ему помочь, прежде даже, чем тот его попросит. Для Бога не существует никаких трудностей, потому что Он всесилен. В единственном случае Бог затрудняется помочь человеку: когда душа человека не смиренна. Тогда благой Бог огорчается, видя, как мучается Его создание, но Он не может помочь, потому что, какую бы помощь Он ни предложил человеку, если у него нет смиренномудрия, все будет во вред».

Привлекая Благодать и помощь Божию, смирение избавляет нас от сетей диавола. Из жития святого Антония Великого известен случай, как однажды он созерцал в таинственном видении сети, которые диавол расставляет в мире для уловления людей. Этих сетей было так много, и они были столь изощрены, что святой в ужасе воскликнул: «Господи, кто же может избежать их?» И услышал от Бога ответ: «Смиренный избегает их. К смиренному они даже не приближаются».

Все мы, православные христиане, ведем борьбу с диаволом, воюющим против нас. И, увы, при этом часто забываем, что главное оружие против него есть смирение. Старец Паисий говорит, что смирение угодно Богу больше, чем всякая другая жертва, и прогоняет диавола так далеко, как никакой ладан. Известен случай, происшедший с преподобным Макарием Оптинским: одержимый бесом человек бросился на него и ударил по лицу. Но преподобный со смирением подставил ему другую щеку, и сразу же бес вышел из человека, и он стал здоров, к великому удивлению всех присутствующих.

Из всего сказанного видно, сколь велико значение смирения для спасения и достижения христианского совершенства. И потому нам следует полюбить эту добродетель и всячески стараться усвоить ее своей душе. У кого же нам ей учиться? Учиться смирению нужно у самого Господа Бога, нашего Создателя, о чем Он Сам говорит в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». То есть Учителем смирения является Сам Господь – у Него мы должны учиться этой науке.

Однако следует помнить, что наука эта не простая, и ей нужно учиться в течение всей жизни. Сначала необходимо, чтобы наш ум усвоил себе так называемое смиренномудрие, смиренный образ мыслей. Ум человека является источником, от которого питается его душа. Поэтому состояние души всегда зависит от того, какие мысли полюбил и усвоил себе ум. Если эти мысли гордые, то и душа будет гордая. Если же в уме смиренные мысли, то и душа мало-помалу будет приходить в смирение. Состояние ума, которому усвоились смиренные мысли, называется смиренномудрием. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный умом всецело из Евангелия, от Христа. А смирение есть состояние души, соответствующее смиренномудрию. По мере упражнения в смиренномудрии душа приобретает и смирение, потому что ее состояние определяется теми мыслями, которые усвоились уму. Поэтому, чтобы достичь смирения, нужно сначала научиться смиренномудрию, это – первая ступень. Научиться же смиренномудрию можно, следуя тем наставлениям, которые оставили нам святые отцы.

Согласно этим наставлениям, смиренномудрие достигается прежде всего памятованием своих прежних грехов, особенно тех, которые человек совершал до воцерковления. Многие из нас пришли в Церковь уже в зрелом возрасте, прожив значительную часть жизни по-язычески. Вот эти старые грехи нам не нужно забывать. Хотя мы их исповедали, и они нам прощены, но память о них должна остаться – для того, чтобы стяжать смиренномудрие. Нам обычно свойственно забывать свои грехи, или, если мы о них помним, то не сознаем их тяжести и серьезности. Часто это бывает по действию врага, который старается не дать нам прийти в состояние смирения, зная, что смиренный освобождается от его власти. Для этого он как бы ослепляет человека забвением, похищает у него сознание грехов, так что человек перестает их видеть. Из Евангелия мы знаем, что диавол может похищать слова Христа из сердца человека, чтобы он не уверовал и не спасся. Подобным образом он может похищать и все прочие истинные, спасительные и богоугодные мысли, в том числе и память о своих грехах.

Чтобы противостоять врагу в этой брани, нужно прилагать немалые усилия, и необходима здесь помощь Божия. «Даруй ми зрети моя прегрешения…» – так учит молиться об этом святая Церковь. Осознание своих грехов есть великое дело, потому что тот, кто имеет его, естественным образом приходит в смирение, а смирению дается Благодать и все Божии дары. Потому и говорит святой Исаак Сирский, что восчувствовавший свои грехи лучше того, кто молитвой своей воскрешает мертвых. И кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу всему миру своим лицезрением. И кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть Ангелов. Человек, по слову старца Паисия, должен познать себя таким, какой он есть в действительности, а не таким, каким представляет его в собственных глазах враг, диавол. Именно поэтому и нужно нам учиться видеть и помнить свои грехи, свою духовную немощь, свою поврежденность.

Еще смиренномудрие достигается самоукорением. Это означает, что при всяком конфликте, всяком искушении, всяком неприятном для нас происшествии нужно обвинить самого себя, а не других, даже если наш ум показывает нам, что мы правы, а другие виноваты. Увы, у нас часто все бывает ровным счетом наоборот: мы всю вину возлагаем на других, а себя всегда склонны оправдывать. Таким образом, мы впадаем в состояние, противоположное самоукорению, – в самооправдание. Самооправдание же делает смиренномудрие, а значит, и смирение невозможным. Старец Паисий говорит, что если нам делают замечание и мы тут же начинаем оправдываться, то это свидетельствует, что в нас еще в полной мере жив мирской, языческий образ мыслей, мирская мудрость, противоположная Божией премудрости. Самооправдание – это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Те, кто себя оправдывает, имеют «старцем» самого диавола. Если же человек учится оправдывать других, а обвинять себя, то он стоит на правильном пути и недалек от смиренномудрия. «Не трудись, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – над разбором, кто прав и кто виноват, ты или ближний твой: постарайся обвинить самого себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения».

Еще смиренномудрие достигается неосуждением человека и поставлением всех, даже явных грешников и преступников, выше себя. Не осуждать никакого человека, не делать разницы между людьми – сей помысел должен усвоиться нам и стать естественным, говорит преподобный Макарий Египетский.

Еще смиренномудрие достигается люблением порицаний, укорений, насмешек и, наоборот, нелюблением похвалы и лести со стороны других людей. Нужно научиться искренне радоваться, когда нас ругают и укоряют, и искренне огорчаться, когда нас хвалят и почитают. «Приучайте себя всячески к тому, – говорит преподобный Амвросий Оптинский, – чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно относятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. В этом самый надежный путь к смирению».

Итак, вот какие наставления оставили нам святые и богоносные отцы. Если мы потрудимся и понудим себя соблюдать их, то с помощью Божией, несомненно, научимся смиренномудрию. Но смиренномудрие еще не есть смирение, оно только ведет к нему. Само же смирение есть великое таинство, оно невыразимо в словах, потому что является одним из совершенств Самого Господа Бога. Достигший истинного смирения исполнил заповедь Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Потому и говорили святые, что вся война у христиан идет за то, чтобы достичь смирения…

Такую войну – войну против гибельной гордости – и должны вести все последователи Христовы, в ней должны они возрастать, в ней с Божией помощью побеждать и так приближаться к Богу, достигая совершенства и спасения. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-bylo-slovo-sto-izbrannykh-propovedej.shtml#61_nedelja_o_mytare_i_farisee_o_smirenii

 

Новости Храма

Неделя о Закхее. Евангелие от Луки глава 19, стихи 1-10.

27 02 2021 1

  1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
  2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
  3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
  4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
  5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
  6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
  7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
  8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
  9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
  10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

 

Новости Храма

Неделя 35-я по Пятидесятнице. Евангелие от Луки глава 18, стихи 35-43.

12 02 2021 3

  1. Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
  2. и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
  3. Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
  4. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
  5. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
  6. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
  7. чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
  8. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
  9. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

 

Новости Храма

ОТОШЛА КО ГОСПОДУ ПРИХОЖАНКА НАШЕГО ХРАМА «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ» НА КАХОВКЕ

12 02 2021

8 февраля 2021 года, в возрасте 86 лет, мирно отошла ко Господу прихожанка нашего храма Пискунова Антонина Петровна.

Антонина Петровна была прихожанкой храма с момента основания общины храма с 2014 года.  Часто ее можно было видеть в храме скромно стоящей у правой колонны.

В памяти всех, кто её знал, матушка Антонина останется тихой и скромной прихожанкой.

Господь да упокоит душу р.б. Антонины в селениях праведных!

Просим ваших святых молитв об упокоении новопреставленной Антонину!

 

Сбор средств на строительство Храма

Братья и Сестры для строительства фундамента будущего Храма необходимо вывести коммуникации из под пятна застройки, а так же подключить Храм к водоснабжению и теплоснабжению.
Заключен контракт на проведения работ, сумма очень большая, спонсоров строительства у нашего будущего Храма нет, поэтому без Вашей помощи мы не сможем построить Храм.

Подробнее

Прогресс сбора средств

Сбор средств на обеспечения водоснабжения
74%
Сбор средств на колокола
Сбор закончен
Сбор средств на четвертый этап строительства (кровля)
Сбор закончен
Сбор средств на изготовление крестов и куполов
Сбор закончен
Сбор средств на нулевой цикл
Сбор закончен
Сбор средств на второй этап строительства
Сбор закончен
Сбор средств на третий этап строительства
Сбор закончен
Сбор средств на разработку Проекта Планировки смежного участка
Сбор закончен
Сбор средств на отделку фасадов
Сбор закончен

Адрес

Москва, пересечение улиц Каховка и Азовская

Контакты

Телефон: +7 (963) 770-33-70
Email: oamelin1@yandex.ru

Режим работы

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 19.00 часов.