Молим о помощи!

Сбор средств на покрытие медью и монтаж шатра для колокольни: Собрано: 0  Осталось: 3 877 270

Сбор средств на обеспечение водоснабжения: Собрано: 2 220 000  Осталось: 780 000

 

ПОМОГИТЕ ДОСТРОИТЬ ХРАМ!

Инструкция

 

Новости Храма

Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец.

03 01 2021 9

  1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
  2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
  3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
  4. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
  5. Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
  6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
  7. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
  8. Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
  9. Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
  10. Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
  11. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
  12. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
  13. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
  14. Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
  15. Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
  16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
  17. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
  18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
  19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
  20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
  21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
  22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
  23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
  24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
  25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 

Новости Храма

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская

Иеромонах Даниил (Сычев)

 03 01 2021 1

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская

По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Отца Иулиании, Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 году его убили за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу. Мать Иулиании, Мария Никитична не смогла пережить безвременную гибель супруга и спустя несколько месяцев скончалась. Перед смертью она призвала брата мужа, Федора Даниловича и поручила ему растить свою четырехлетнюю дочь Иулианию. Он стал для девочки вместо отца и воспитал ее в духе истинного православного благочестия.

Рано потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а, возрастая, все больше и больше полагалась на волю Божию; молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме были ее главным утешением. Неотъемлемыми качествами Иулиании стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя искреннюю веру, не оставил дитя, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную наружность.

03 01 2021 2

По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича, отличавшегося кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Божии, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. По словам летописца, они были, как два белых, чистых голубя среди черных и хищных воронов.

Русская земля, находившаяся тогда в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть и наветы широко распространялись среди правящих князей. На рубеже XIV−XV веков постоянно присутствовала угроза западным границам нашего Отечества со стороны Литовского княжества.

В 1390 году сын святого благоверного великого князя Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня) великий князь Московский Василий I Дмитриевич, управлявший с 1389 по 1425 годы, женился на дочери великого князя Литовского Витовта – Софии. Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой, переживало тогда последние годы своего существования. Великий князь Витовт во весь период своего правления не только желал завоевать Смоленские земли, но и прочно закрепиться на них. И зять его, великий князь Василий Дмитриевич, этому практически не препятствовал.

Последний владелец Смоленских земель − князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха, из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 году, после смерти отца, Святослава Ивановича, павшего в бою с литовцами. В начале XV века он приказал казнить множество бояр смоленских и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их родственников и сторонников, затаивших злобу и обиду.

В 1404 году литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина: «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские недруги тайно связались с князем Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь князя Рязанского Олега Ивановича. Из Смоленска ее отправили в Литву.

Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий и некоторое время находился в нем. После падения Смоленска литовские войска вскоре захватили и Вязьму. Горечь изгнания князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделили с князем Юрием Смоленским.

В 1406 году князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона и дал им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины.

 03 01 2021 3

По преданию, ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всем отдавал ему предпочтение, служа верой и правдой. И княгиня Иулиания выражала почтительность, ласку и добро. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех посещавших их гостеприимный дом.

Но недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь благоверных Симеона и Иулиании в Торжке. Одна из отрицательных черт характера князя Юрия − сластолюбие, непомерная тяга к женщинам − приняла здесь крайние формы. И если ранее, имея рядом законную супругу, он еще как-то сдерживал себя, то в Торжке, пируя и предаваясь пустым развлечениям, быстро потерял всякую власть над своей страстью. Он прельстился красотой княгини Иулиании. В сердце Юрия закралась зависть к Симеону, вскоре перешедшая в непреодолимое желание непременно завладеть его супругой. Плотская похоть разжигала воображение князя Юрия, затмевая разум. Он забыл, что говорил Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди о прелюбодействе. Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Не помнил он и о том, что еще в Ветхом Завете напоминалось: Не пожелай красоты ее в сердце твоем… Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего; кто прикоснется к ней, не останется без вины (Притч. 6:25, 28−29).

Уверенный во вседозволенности и безнаказанности, князь Юрий стал искать возможность осквернить честный брак благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней. Нарушив десятую заповедь Божию: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:17), от грязных мыслей и желаний князь Юрий вскоре перешел к нечистым действиям.

Окончательно ослепленный блудной страстью, несчастный князь Юрий решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил князя Симеона и княгиню Иулианию. Подстрекаемый лукавым духом, князь Юрий не хотел помнить, что именно пьянство более всего вредит целомудрию. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Притч. 23:31−33). Опьянев, князь Юрий коварно заколол мечом ничего не подозревающего князя Симеона − тем самым окончательно вступив на путь беззакония, нарушив и шестую заповедь Божию: Не убивай (Исх. 20:13). Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять свое целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления: «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!» Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. Защищаясь от насильника, княгиня попыталась ударить его ножом, а затем, воспользовавшись замешательством Юрия, вырвалась и с криками о помощи выбежала во двор. Юрий обезумел настолько, что приказал догнать княгиню, отрубить ей руки и ноги, убить ее и мертвое тело бросить в прорубь, в реку Тверцу.

Рукописное Житие святой княгини Иулиании, хранившееся в соборном храме города Торжка, представляет несколько иную версию происшедшего: князь Юрий обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. После нападения на нее и криков о помощи, прибежал князь Симеон. Обезумевший от ярости Юрий бросился на него и убил, а княгиню Иулианию сам «изрубил в куски» и велел бросить в реку.

 03 01 2021 4

Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг ее благоверный Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью и отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили жизнь вечную и Царство Небесное. Их кончина последовала 21 декабря / 3 января (н. ст.) 1406 года.

По преданию, тело святого благоверного князя Вяземского Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости, на Соборном холме, в стенах Никольского (впоследствии Троицкого) храма. Его имущество, по общему уговору родственников Симеона и Иулиании и с согласия Великих князей Московского Василия Дмитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор. С тех пор в нем постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги.

Благоверный князь Симеон свято почитается в Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются в иконах и росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы. Он включен в Собор Смоленских святых.

Вяземский Никольский (Троицкий) собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и мощи святого князя Симеона в настоящее время считаются утраченными.

Господь открыл останки святой благоверной княгини Иулиании весной того же 1406 года. По преданию, ее целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил один больной (расслабленный) крестьянин, шедший в город Торжок по берегу реки Тверцы. Увидевший чудесное явление, он изумился, испугался и хотел уже удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью он исполнил чудесное повеление благоверной Иулиании. Тотчас, получив весть об обнаружении тела честной княгини, множество народа во главе с соборным протоиереем отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели ее останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от тяжких недугов.

В 1598 году протодиакон соборного храма Торжка Иоанн, без всякого на то благословения, захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Сорок дней он молился Богу и постился. Когда отец Иоанн раскопал захоронение княгини, на него напал ужас. В то же время из гроба вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Полдня наказанный протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в храм пономарь не увидел его и не созвал народ. Иоанн со слезами поведал о случившемся. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только во время молитвы у гробницы святой Иулиании, к которой его принесли родственники, получил исцеление.

В апреле 1815 года в Торжке начали разборку старого Преображенского собора, построенного еще в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. Днем и ночью на место погребения благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, молились ей, прикасаясь к ее гробу, или взяв часть земли из храма,и получали исцеление в болезнях. В это время продолжалось и возведение стен нового собора. В связи с обретением мощей княгини Иулиании, 2/ 15 июня 1819 года под соборным храмом, с правой стороны устроили и освятили в честь святой мученицы часовню. По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; 1839−1908), в 1820 году для придельного (южного) престола, посвященного святым Иулиании Никомидийской и Иулиании Вяземской и Новоторжской, в Преображенский летний городской собор выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым). В 1822 году строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К.И. Росси, завершили, и тогда же его освятили.

В честь святой княгини Иулиании устроили придел и в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в Твери.

5 февраля 1919 года, во время развернувшейся по всей России антирелигиозной компании, гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли. Представители власти назвали это разграбление и осквернение древней святыни «публичным освидетельствованием» и «ликвидацией культа мертвых тел». По некоторым данным, после этого случая до 1930 года мощи святой Иулиании покоились в храме Архангела Михаила города Торжка. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия гробницы большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу. В настоящее время местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании неизвестно.

Православная Церковь чтит память благоверного князя Симеона Вяземского и благоверной княгини Иулиании Вяземской 21 декабря /3 января (н. ст.), в день их мученической кончины, а также в воскресенье перед 28 июля/10 августа – в Соборе святых земли Смоленской, в воскресенье после 29 июня/11 августа − в Собор святых земли Тверской, во второе воскресенье по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в день обретения мощей благоверной Иулиании – 2/ 15 июня.

03 01 2021 5

Мученическая кончина святых Симеона и Иулиании отражена во многих Русских летописях. Известны рукописные сказания о них: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святаго князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренныя его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых составлено Житие Иулиании. Отдельная глава посвящена этому событию и в Степенной книге. В первой половине ХIХ века составлена служба святой благоверной княгине Иулиании, впоследствии помещенная в Минее за декабрь. Акафист ей написан в 1883 году Андреем Федоровичем Ковалевским.

На иконах святая Иулиания изображается в княжеской одежде, с головой, покрытой белым убрусом и увенчанной княжеской короной. В левой руке она держит православный восьмиконечный крест. В Сводном подлиннике Филимонова на ее изображение дается иконописцам такое указание: «Подобием аки Пятница, на главе плат». Известна прорись изображения святой Иулиании Вяземской, выполненная в 1970 годы монахиней Иулианией (Соколовой; 1899−1981 гг.) из пособия для студентов Московской духовной семинарии, занимавшихся в иконописном кружке.

Князь Симеон изображается пожилым, со значительной сединой в волосах, с небольшой круглой бородой и в княжеской шубе.

Образы Святых Симеона и Иулиании есть на иконах Соборов Смоленских и Тверских святых.

Святые благоверные Симеоне и Иулиания, молите Бога о нас!

Судьба князя Юрия

После жестокого убийства святых Симеона и Иулиании, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. В Послании к Ефесянам апостол Павел напоминал: Знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа Бога (Ефес. 5:5). Не найдя себе покоя в диких степях, терзаемый муками совести, он удалился в другие земли и скитался, боясь даже назвать свое имя. Вскоре князь Юрий вернулся на Русь и стал искать пустынное место, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи. Вспомнил он слова царя Давида из Псалтири: Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31:5). Скромное убежище он нашел во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского. В Николаевском Веневом монастыре, находившемся у реки Осетр (в 34 верстах – 36,3 км. от Тулы), его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий вспомнил свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти». Ибо скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован (Притч. 28:13). Пробыв в обители несколько дней, он тяжело заболел и 14 / 27 сентября 1408 года, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня скончался.

03 01 2021 6

Благовещенский (Михаило-Архангельский) собор в Торжке, где по преданию до исчезновения пребывали мощи святой Иулиании. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 год

Приложение

Славная кончина за целомудрие и супружескую верность святых княгини Иулиании и князя Симеона отражены в нескольких древних летописях.

В Московском летописном своде: «Князь Юрьи Святославович Смоленьскы прииде из Новагорода на Москву, и дасть ему князь великы Торжекъ. Онъ же убил тамо служащего ему князя Семена Мъстиславича Вяземского и его княгиню Ульяну, взя бо ю к собе, хотя с нею жити, она же сего не хотяше. И яко лещи въсхоте с нею, она же предобрая мужелюбица мужескы въспротивися ему, иземши ножь удари его в мышьцу на ложи его. Онъ же възъярився и въскоре уби сам князя ея, а еи повеле рукы и ногы отсещи и в реку въвергоша ю. И бысть ему въ грех и въ студ великъ и с того побеже ко Орде, не терпя горкаго своего безвремянья и срама и бесчестья».

В Львовской летописи: «Князь Юрьи Святославовичь и приде изъ Новагорода на Москву, и би челом великому князю Василью Дмитреевичю во службу; и князь велики дасть ему половину Торжку, а другую половину князю Семену Вяземъскому. И уязвивъ сердце дияволъ князя Юрья плотнымъ хотениемъ на княгиню на Семенову; он же уби тамо князя Семена Мстиславича Вяземского. Взятъ бо на ложе княгиню его Ульяну, хотя быти съ нею; яко же ляже съ нею, она же вземши ножь, удари его въ мышцу; онъ же возъярися, уби князя еа, и ей повеле отсещи руки и ноги, и въ реку воврещи. И бежа самъ къ Орде, не моги терпети срама, и горькаго безвремянья, и безчестия, и студа».

В Тверской летописи: «В лето 6914. Той же зыми Юрий Святославович убил князя Семена Вяземского; служил бе ему, и уязвися похотию на его подружие, она же добрая мужелюбица мужески противися, удари его ножемъ, и бысть ему срамъ и студъ великъ; он же велевь ей отсечи рукы и ногы, и тако убивъ мужа еа, и въвергоша въ реку Тферцу; богобоязнивыи же изнесоша и положиша честно. И онъ зле приатъ конецъ, не наиде своеа отчины; а сию жену причетохомъ въ мученицу, на последний же векъ прославила же мужа своего честно, симъ бо есть вечнаа память. Той же осени Юрий Смоленскый (побеже), за безаконие гонимъ гневомъ Божиимъ съ Москвы».

В Словаре историческом о русских святых, изданном в 1862 году в Санкт-Петербурге: «Иулиания, княгиня Вяземская, супруга Симеона Мстиславича, удельнаго князя Вяземскаго. – Сей князь как другъ и вассалъ князя Смоленскаго Юрия Святославича, лишеннаго своихъ владений разделялъ съ нимъ бедственное изгнание въ Торжке, вместе с прекрасною супругою своею Иулианиею. Равно жестокий и сластолюбивый, Юрий пылалъ вожделениемъ осквернить ложе Симеоново; не успевъ въ томъ ни соблазномъ, ни коварными хитростями, дерзнулъ на явное злодеяние: в своемъ доме, среди веселаго пира, убилъ князя Вяземскаго, и думалъ воспользоваться ужасомъ несчастной супруги. – Любя непорочность более всего в мире, она искала спасения въ бегстве. Юрий, обнаживъ мечъ, догналъ Иулианию на дворе, изрубилъ ее и велелъ бросить въ реку. Это гнусное убийство случилось (следуя Троицкому летописцу) 1407 года. Тело добродетельной княгини погребено въ соборной церкви Преображения, въ городе Торжке, где и ныне мощи ея почиваютъ подъ спудомъ».

Источник: https://monasterium.ru/monashestvo/zhitiya/blagovernaya-iulianiya-knyaginya-vyazemskaya/

 

Новости Храма

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Евангелие от Луки глава 17, стихи 12-19.

23 12 2020 4

  1. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
  2. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
  3. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
  4. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
  5. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17.Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

  1. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
  2. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя

 

Новости Храма

Стилиан Пафлагонский - освящение иконы

stilian sd
В Воскресенье, 20 декабря, в рамках проекта по написанию икон в нашем храме был освящен образ преподобного Стилиана Пафлагонского. 
Родился святой в городе Адрианополе в Пафлагонии, в Малой Азии, в V веке. Достигнув совершеннолетия, он раздал свое имущество бедным и принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18:1-4). В монастыре преподобный стяжал множество добродетелей, и позже, желая еще ближе подойти к совершенству, он распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Дни и ночи он проводил в молитве.
  • Господь даровал ему благодать покровительства малышам. Матери из близлежащих городов и деревень, издалека приносили ему своих больных детей, и святой исцелял их. Достигнув пещеры, матери падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки, со слезами просил у Бога исцеления, и Господь даровал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями.
  • Молитвами преподобного Стилиана Пафлагонского, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. 

 

Новости Храма

Притча о званных на вечерю

03 01 2021 8

«Один человек сделал большой ужин и звал многих». В Ветхом Завете есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Он говорит о том, что будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1–2). А псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь «уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша моя упоявающая яко державна» (Пс. 22, 5). И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы уже сейчас приобщаемся, а самое главное – обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

В притче Хозяин этого пира – Бог, приглашенные на пир – иудеи. В течение всей истории Ветхого Завета они жили ожиданием дня, когда придет к ним Бог, Мессия. И когда Он пришел, они отвергли Его приглашение. Как это могло случиться, что это за потрясающее явление? Вся история, долгие века – путь к Мессии, а завершение пути – Его отвержение. Почему Иерусалим не узнал времени посещения своего?

Этот пир, то есть Царство Божие, отвергнут иудеями по вполне уважительным причинам. Один человек говорит, что он купил поле и ему надо хорошенько его осмотреть. Другой – что купил пять пар волов и ему надо испытать их. Третий еще убедительнее – что женился. У всех нашлись дела, и очень важные – все нужное, все полезное, все замечательное. Люди предпочли свое земное, естественное, понятное всем, – всему остальному. Но люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека.

Эта притча – о тайне числа 666. Блаженный Августин говорит, что мир был сотворен совершенным – «все добро зело» – в шесть дней. Но освятился он только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека, и вместе с ним все творение, войти в радость Господа Своего, в дом Божий. Число 6 – совершенство само по себе. Совершенство природы – поле, совершенство творчества и труда – волы, совершенство любви, то есть высшего добра, – соединение двух жизней в одну в браке. Все получено от Бога, но еще не освящено седьмым днем, который есть пир Господень. Это совершенство без Бога, тройное самосовершенство – и есть число 666. В нем заложено разрушение всей Земли, обессмысливание всякого труда и разделение всех. Очень тонко и почти незаметно происходит эта подмена тайны Рождества Христова, «благочестия великой тайны: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16) – «тайной беззакония», которая есть антихрист.

У одного человека собственным полем его заполняются все дни с утра до вечера, так что некогда в Церковь пойти и некогда помолиться. Другой так захвачен вдохновением земного труда, что для Бога в сердце не остается места. Третий веселится на пиру земной любви, и никакого другого пира он знать не желает.

Так хотела бы Церковь подарить хозяину поля цветок, сорванный с небесных полей, который столь веселит сердце человека, как свидетельствует святой Димитрий Ростовский, что если бы человек смотрел на него, то не хотел бы ни есть и ни пить, и не ощущал никакого страдания! И этот цветок не увядает и цветет вечно. И владельца волов просит в этот день остановиться, на небо взглянуть, размышляя о Вифлеемской звезде, и выпрячь волов: и волы желают придти к яслям Богомладенца. И вступившему в брак говорит: нет ничего прекраснее дома и семьи. Чтобы полюбить по-настоящему хотя бы одного человека, надо иметь сердце, способное любить, но только у Бога можно научиться подлинной человеческой любви.

Самое великое счастье может коснуться человеческой жизни, если отправиться в путь туда, где Господь. Но когда отвергается этот зов, сладость греха, услаждение диавола о гибели чьей-то души уже присутствуют и в невинных как будто дарах, потому что они отделены от Бога. Так двоится в сознании слово «мир»: сотворенное Богом чудо становится местом, где «похоть плоти, похоть очей». Обладание без любви, как говорят святые отцы, и есть похоть. Так совершается измена Господу: богатство и сластолюбие становятся дороже славы Господней даже для тех, кто знал эту славу, как Соломон. И подобно Гадаринцам, умолявшим Господа отойти от пределов их, мир непрестанно молится страшной молитвой. Это молитва о лишении его Царства Божия. Каждый по-своему, но все, как бы сговорившись, твердят: «Молю Тя, имей мя отречена!» От чего отречена? От Царства Божия.

Кто-нибудь скажет, что по-русски это место звучит несколько иначе. Дело не в особенностях славянского языка. Молитва – это когда человек глубиною сердца своего лелеет самое дорогое для себя, бесконечно драгоценное. Потому-то апостол Павел корень всех зол – сребролюбие – называет идолопоклонством (Кол. 3, 5). Отдача этому греху происходит на уровне молитвы, только обращена эта молитва не к любящему человека Богу, а к диаволу, человекоубийце.

Неидущие на пир Господень, как говорит блаженный владыка Иоанн Максимович, неизбежно идут на пир Иродов, где совершается убийство величайшего праведника. Оттого, что дом Отца Небесного превращается в дом торговли и богоизбранный народ поклоняется золотому тельцу, «осанна» Иерусалима, встречающего своего Мессию, сменяется осатаневшим «распни, распни Его».

Обратим внимание, что дальше говорит Господь в притче. Господин посылает своего слугу, чтобы он звал на торжество, как сказано, «увечных, хромых и слепых». Да, конечно, если народ Израильский считал себя единственно достойным народом, то все остальные народы и были хромые, и слепые, и убогие. И наш народ ради отвержения Израиля оказался званым. Нас искал Господь по улицам и переулкам, по дорогам и изгородям, и суть праздника сегодняшнего в том, что весь Израиль, как говорит апостол Павел, спасется. Весь Израиль – это остаток Израиля и все языческие народы, которых убедили вестники Господа придти к Нему.

И вот мы присутствуем на этом пиру в Церкви Божией. И все мы убогие, и хромые, и бедные, и слепые. И оттого, что мы приходим на этот пир, оттого что Бог дает нам радость новой жизни, благодать Духа Святаго, купленную ценой Крови Его, мы начинаем ходить и скакать от радости, когда получаем это исцеление. Мы обретаем богатство, которое никто от нас никогда не отнимет. Мы начинаем видеть глубину всех вещей – всего, что совершается в мире, в истории, в судьбе каждого человека.

Протоиерей Александр Шаргунов

Источник: https://pravoslavie.ru/3880.html

 

Новости Храма

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

23 12 2020 3

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая восемнадцать лет была согнута болезнью – один из многих примеров подобных исцелений именно в день субботний, то есть в день, когда по израильскому закону человеку не полагалось совершать никаких дел: полагалось отдыхать. Этот отдых был установлен как бы символом того, что в седьмой день Господь почил от дел Своих, сотворив мир. Этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек должен был отдохнуть: не просто отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но собрать в себе новые силы жизни.. Такое же установление было о земле: седьмой год был годом отдыха земли: поле, которое пахали шесть лет, на седьмой год не пахали, давали ему отдохнуть, и только на восьмой год, то есть в первый год новой седмицы, его вновь вспахивали. И опять: центр тяжести этого закона в том, чтобы в этот год собрались новые жизненные силы и потом могли бы расцвести.

И те исключения, относящиеся к отдыху седьмого дня, которые мы находим в Ветхом Завете, именно те, которые упоминает Спаситель, направлены к тому же: в день субботний разрешалось отвязать своего осла, своего вола, вести свой скот на водопой, потому что это был день, когда жизнь должна была восторжествовать над трудом: не праздный отдых, а собирание жизненных сил. И Христос так часто совершает чудо в этот седьмой день, как бы подчеркивая, что в седьмой день должна вернуться жизнь, должна вернуться цельность, должна вернуться сила всем, кто ее утратил, всем, в ком она начинала погасать.

Но есть еще и другое значение, как мне кажется, этому чудотворению Христову в субботний день. Когда Бог почил от дел Своих, Он не оставил сотворенную Им землю, сотворенный Им космос на произвол судьбы: Он продолжал окружать его заботой и любовью. Но конкретную заботу о земле Он вручил человеку, который принадлежит как бы двум мирам. С одной стороны, он от земли, он принадлежит всему ряду живых существ, которые Бог сотворил. А с другой стороны, он принадлежит миру духовному: он не только создан по образу и подобию Божию, но в нем живет дух, который делает его своим и родным Самому Богу. И призвание человека было в том, как говорит святой Максим Исповедник, чтобы, будучи одновременно гражданином Царства Духа и гражданином земли, соединить землю и небо, так, чтобы земля была пронизана Божественным присутствием, пронизана была духом жизни. Седьмой день – это вся история, во главе которой должен был стоять человек, как бы путеводя весь мир в Царство Божие.

Но человек своего призвания не исполнил: он изменил и Богу, и земле, и своему ближнему: и он предал землю под власть темных сил; он совершил предательство. И земля, и ее исторические судьбы, и личная судьба человека уже под властью сил зла. И когда родился Христос, единственный безгрешный, единственный подлинный, истинный Человек, Он стал средоточием истории, Он стал главой сотворенного мира, Он стал его путеводителем. И поэтому столько чудес совершается Им именно в субботний день, тот день, который есть символ всей человеческой истории. Этими чудесами Он говорит о том, что порядок подлинной истории в Нем восстановлен, и Им восстанавливается везде, где человек отвернется от зла, перестанет быть предателем и войдет в труд Божий о претворении земного мира в мир небесный. Аминь.

13 декабря 1981 г.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/propovedi/15_48

 

Новости Храма

Память святого апостола Андрея Первозванного

23 12 2020 1

Сегодня св. Церковь отмечает память св. ап. Андрея Первозванного. Имя Андрей означает «мужественный», и св. ап. Андрей вполне оправдал свое имя.

Придя в возраст совершенный, он оставил полный изобилия родительский дом и вступил в число учеников Иоанна Крестителя.

Многие израильтяне, ожидая Мессию, представляли Его в виде героя, который освободит свой народ от иноземного ига и создаст непобедимое иудейское царство. В этом смысле и ожидали они от Иоанна Крестителя свидетельства о Мессии. Но, к их разочарованию, Иоанн призывал их к крещению покаяния, к подвигу смирения, к очищению сердца, предуказывая тем, что грядущий Мессия не герой народный, а Искупитель, духовный возродитель человечества, открывающий человечеству утерянный им путь к радости и единству всех в Боге.

И вот Андрей, чуждый законнической фарисейской закваски, услыхав слова Предтечи: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», сразу последовал за Иисусом, назвал Его Учителем и пробыл у Него целый день. Таким образом, сын рыбака Ионы, Андрей, стал первозванным учеником Сына Божия. Он привлек за собой ко Христу брата своего Симона, которому Иисус дал имя Кифа-Петр.

Но это еще не было окончательное избрание Андрея и Петра. После первой встречи со Христом они вернулись в родное селение и, размышляя о Божественном Учителе, занимались, вместе с отцом, ловлей рыбы на море Галилейском. Проходя, после 40-дневного пребывания в пустыне и искушений от диавола, по берегу моря, Христос учил народ и исцелял больных. В один из этих дней Он вновь увидел Симона-Петра и Андрея, закидывающих сети в море, и сказал им: «Следуйте за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Не задумываясь, и Симон-Петр и Андрей оставили сети, оставили отца своего и приняли призыв к всемирному апостольскому служению.

Ап. Андрей, всегда сосредоточенный, самоуглубленный, решительный и смелый, выступает в Евангелиях в особо важных, ответственных случаях.

«Пришел час прославиться Сыну Человеческому... Кто Мне служит, Мне да последует». Слушая эти Христовы слова, Андрей знал, что он, не колеблясь, последует за Божественным Учителем – и в крестном подвиге, и в благовестии. А заповедь Вознесшегося: «Идите, научите всенароды, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», – побудила ап. Андрея пойти с Благой Вестью о Распятом и Воскресшем к тем народам, которые менее других могли надеяться на приход к ним благовестителей.

Ап. Андрей посещает Ефес, сопровождает Приснодеву Марию на гору Афон, проповедует в Малой Азии, в греческих областях Римской Империи, в скифских городах Кавказа, в Грузии, в Херсоне. Посетил он необозримые пространства Великой Скифии – современной южной России, приходит на Киевские высоты, где водрузил св. Животворящий Крест, сказав своим спутникам, что «на сих горах воссияет благодать Божия», и достигает Севера России, где расположится дивный Валаам. Так наша Русская Земля была озарена светом Христовым первозванным Апостолом Андреем, свидетелем всей земной жизни Спасителя нашего, Его Голгофских страданий за род человеческий и Его Воскресения. От ап. Андрея ведет свое начало Христова Церковь на Руси.

Мучеником закончил свой жизненный на земле подвиг Апостол Андрей. Взирая на крест (в форме буквы «X»), приговоренный к распятию, ап. Андрей возгласил: «Радуйся, Крест, плотию Христовой освященный... Прежде ты был страшен для людей, ныне ты любим и принимаешься с охотой... Посему я иду к тебе с радостью... Возьми меня от людей и отдай меня моему Учителю, чтобы тобою меня принял Тот, Кто искупил меня Тобою».

«Послушание лучше жертвы», – говорили ветхозаветные пророки. И Господь наш Иисус Христос всей Своей жизнью освятил подвиг послушания, «послушлив был даже до смерти крестной». Образ такого послушания Богу дает нам и св. Апостол нашей Родины – Андрей Первозванный, хранитель страждущей Церкви Российской и покровитель верующего народа нашего.

К его и наших Новомучеников Российских молитвенному заступлению прибегаем мы с горячей сердечной мольбой: да возродит Промыслитель Русь Православную чрез воскресение Христа в наших и всего страждущего народа нашего сердцах, Христа Спасителя, к Коему привел впервые Андрей Первозванный наших отдаленных прародителей. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosko_Borovskij/slova-i-propovedi/#0_132

 

Новости Храма

Неделя 29-я по Пятидесятнице. Евангелие от Луки глава 14, стихи 16-24.

03 01 2021 7

  1. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
  2. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
  3. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
  4. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
  5. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
  6. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
  7. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
  8. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
  9. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

Новости Храма

Исцеление десяти прокаженных

23 12 2020 5

Святитель Филарет Московский («Слова и речи, том 5»). 1849 г.

Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога (Лук. XVII. 15)

  Слова сии принадлежат Евангельскому повествованию об одном из человеколюбивых деяний Христа Спасителя, – об исцелении десяти прокаженных. Мы часто слышим сие повествование на молебных пениях: ныне также представляется оно нашему благоговейному вниманию, а следственно и назидательному размышлению.

  Христос Спаситель даровал здравие десяти больным проказою. Проказа была болезнь тяжкая, часто заразительная, нечистая. По закону Моисееву, прикоснувшийся к больному проказою признаваем был нечистым, и подвергался обрядам очищения. Может быть, сей закон постановлен был, как средство против заразы: а может быть, он указывал и на происхождение проказы от нравственной нечистоты. В самом деле, мы видим в священных повествованиях, что Мариамь за мятеж против Моисея, Гиезий за корыстный обман от имени Пророка, Озия за святотатственное вторжение в священническую должность, мгновенно поражены были проказою. Прокаженные были люди отверженные от общества и сопребывания других людей: Почему Евангельские десять прокаженных и встретили Господа не в доме, не в селении, но пред вступлением Его в селение, входящу Иисусови в некую весь, и не смея приближиться, сташа издалеча. Вот каким людям не отказал Он в благотворении!

  Взирай на сие, христианин, и учись у твоего Божественнаго Наставника, не отвращаться беднаго или бедствующаго потому, что его бедность или бедствие бывают иногда очень не благообразны, и не стеснять отверзающагося к состраданию сердца мыслию, что бедствующий, может быть, сам виною своего бедствия.

  Требует размышления и образ исцеления дарованнаго десяти прокаженным. Когда они воплем: Иисусе наставниче, помилуй ны, очевидно просили себе исцеления: Он не отказал им в оном, но и не обещал онаго, а только сказал: шедше покажитеся священником. Что ж это значило? – Это было примечание к Моисееву закону, который повелевал прокаженному являться к священнику, для определения действительности болезни и действительнаго выздоровления, и принесения за выздоровевшаго от проказы жертвы очистительной и благодарственной. Итак Христос Спаситель, отсылая прокаженных к священникам и в церковь, чрез сие хотел, во-первых, уклониться от славы человеческой, потому что исцеление в сем случае должно было последовать не при многолюдстве в виду целаго селения, но в уединении на пути, во-вторых, побудить их к исполнению обязанностей церковных и богослужебных, в-третьих, возвести умы и сердца их к Богу, дабы в Нем видели источник всякаго блага и благодеяния, и Ему за все воздавали славу.

  Внимай сему, христианин, и поучайся у твоего Божественнаго Наставника, в благотворении любить сокровенность, а не гласность, искать не своей, а Божией славы. Когда дело твоего человеколюбия и щедрости умягчает пред тобою сердце облагодетельствованнаго: пользуйся сим случаем сделать ему еще большее благодеяние, – возбудить или усилить в нем чувствования веры и благочестия, возвысить его к благодарению, любви и прославлению верховнаго благодетеля Бога.

  В числе десяти прокаженных удостоен был чудеснаго изцеления самарянин. Сим наименованием означались люди, отпадшие от православия ветхозаветной Церкви, совершавшие Богослужение не в благословенном Иерусалимском, а в ином не благословенном храме, отвергавшие большую часть пророческих писаний, хвалившиеся, как будто священною древностию, колодезем, из котораго пил патриарх Иаков и скоти его. Господь обличает их в незнании истинной веры: вы кланяетеся, егоже не весте. Но и чуждаго Церкви не отчуждил Глава Церкви от благодеяния телеснаго: и последствия показывают, что благодеяние не потеряно. Самарянин, конечно, не остался самарянином, когда, по исцелении, к Обличителю самарян возвратился, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая.

  Познай из сего, христианин, что область человеколюбивой благотворительности простирается не только до пределов Церкви, но и далее. Учись у Апостола делать доброе ко всем, паче же присным в вере (Гал. VI. 10): учись у Христа и не присных в вере привлекать к ней благотворением. Самое привлекательное выражение правой веры есть добродетель. Доброжелательное сердце убедительнее проповедует истину заблуждающему, нежели любопретельный ум.

  Из числа десяти прокаженных, получивших исцеление, оказалось девять неблагодарных. Всеведущий целитель видел неблагодарность прежде, нежели совершил исцеление: однако не удержался от совершения благотворения, и по совершении не раскаявался. Кротко изъявил Он удивление, не о том, что не благодарят видимаго благодетеля, но о том, что не дают славы Богу. Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу?

  Неблагодарность есть нечувствие души не естественное. В природе, не только человека, но и безсловесных, насаждено расположение к благодарности. Лев, котораго преподобный Герасим избавил от болезненнаго страдания, вынув у него из лапы занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему во всю остальную жизнь его, и по его смерти, от печали по нем, умер на его могиле. – Но что ж? Если другой поступает не по природе: неужели посему, ты сын благодати, решишься поступать не по благодати? Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который хотя видел пред Собою девять неблагодарных, против одного благодарнаго, не удержался от благотворения всем. Не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслию о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению.

  Доброе творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще (Гал. VI. 9). Аминь.

Источник: http://www.verav.ru/common/prop.php?num=40

 

Новости Храма

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Евангелие от Луки глава 13, стихи 10-17.

23 12 2020 2

  1. В одной из синагог учил Он в субботу.
  2. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
  3. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
  4. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
  5. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
  6. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
  7. сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
  8. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 

Новости Храма

23 декабря день памяти Святителя Иоасафа Белгородского

Святитель Иоасаф Белгородский обычно изображается на иконах со строгим взглядом на сдержанном лице. Его ревность и бескомпромиссность в вопросах веры и благочестия действительно можно сравнить с той, что была у пророка Илии. Однако не только «правилом веры», но и «образом милосердия» именует Белгородского епископа Святая Церковь. Чем же так прославился этот дивный святой, строгий аскет и заботливый архипастырь?

 23 12 2020

Просмотров публикации 2 991

Избранник Божией Матери

Вся жизнь святителя Иоасафа, епископа Белгородского, была ознаменована особым Божьим попечением о нём, наиболее же покровительством Царицы Небесной. Родился будущий святой в 1705 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В честь праведного родителя Пречистой Девы Марии мальчика назвали Иоакимом. Родители святителя принадлежали к знатному казацкому роду Горленко. Жили они в городке Прилуки, тогда относившемся к Полтавской губернии, в Малороссии.

О будущем архипастырском служении Иоакима было возвещено его отцу в одном необычном видении. Как-то вечером, сидя на крыльце дома, он увидел стоящую над горизонтом Божию Матерь. Возле неё стоял ангел, а перед ними на коленях молился Иоаким. И Пресвятая Дева при этом одобрительно произнесла: «Довлеет Мне молитва твоя», – после чего ангел облачил молящегося в архиерейскую мантию. Однако вскоре само это видение отец Иоакима позабыл и смог вспомнить уже только после смерти сына.

В семилетнем возрасте мальчик поступил учиться в Киевскую академию. Уже в это время у него зарождается горячее желание принять монашество, которое полностью утвердилось к шестнадцати годам. Однако он знал, что этого не одобрят его родители, мечтавшие видеть в сыне продолжателя своего славного рода и наследника их имения. По этой причине на одном из последних курсов обучения, без ведома родителей, Иоаким удалился в один из монастырей под Киевом, где проходил искус в течение двух лет. В Киеве в это время оставался слуга Иоакима, который, получая письма от его родителей, привозил их в монастырь и отправлял им ответы уже из Киева.

Только после принятия иноческого пострига c именем Иларион молодой человек сообщил об этом своим родителям, прося у них прощения за причинённую скорбь. В монахи он был пострижен в 1727 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. При постриге он получил имя Иоасаф – в честь святого Индийского царевича, чья память отмечалась накануне. Уже на следующий год Иоасаф был рукоположен в иеродиакона и стал преподавать в Киевской академии.

Пастырское служение

На редкие духовные дарования молодого монаха сразу же обратил внимание архиепископ Рафаил (Заборовский), вскоре ставший митрополитом Киевским, который и приблизил Иоасафа к себе. Он сам рукоположил его в иеромонахи и позже назначил настоятелем Мгарского монастыря под Лубнами. Со смирением приняв на себя новое послушание, молодой игумен принялся за восстановление обители, находившейся тогда в полуразрушенном состоянии. Несмотря на значительно ухудшившееся здоровье, Иоасафу удалось значительно преобразовать и улучшить хозяйство монастыря, в том числе построить большой братский корпус. Дважды игумену Иоасафу в тонком сне являлся святой Афанасий Константинопольский, считавшийся покровителем Лубенской обители. В этих видениях святитель Афанасий выражал новому настоятелю монастыря своё покровительство и поддержку.

Однако на строительные работы по восстановлению главного собора монастыря средств не хватало. Тогда игумен Иоасаф с целью поиска средств отправился в Москву и Санкт-Петербург. Поездка оказалась настолько успешной, что своей проповедью Иоасаф даже смог привлечь к себе внимание самой императрицы Елизаветы Петровны. Она-то и выделила впоследствии сумму, необходимую для реставрации собора. Кроме того, по ее Высочайшему распоряжению, игумен Иоасаф был удостоен звания архимандрита, а спустя время назначен также наместником Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Лубенского монастыря.

И здесь множество трудов совершил архимандрит Иоасаф за непродолжительный срок своего наместничества – около трёх лет. Практически полностью под его руководством были восстановлены все лаврские постройки, пострадавшие от недавно случившегося пожара, в том числе реставрирована роспись храмов, при нём был отлит известный колокол весом в 4 000 пудов. Также стараниями архимандрита Иоасафа было восстановлено подворье Лавры в Москве.

Епископ Белгородский

В 1748 году в Санкт-Петербурге Иоасаф был возведен в сан епископа Белгородского и Обоянского. Так начались его архипастырские труды. Нужно сказать, что кафедра святителю досталась очень большая и крайне бедная. Не жалея своих сил и здоровья, владыка ревностно взялся выполнять новые возложенные на него обязанности. Он сам объезжал даже самые отдаленные приходы своей епархии, вникая во все существовавшие трудности и проблемы. При этом останавливался святитель обычно у самых бедных сельских священников, не лишая их своего архипастырского совета и наставления.

Правило веры

Особенно ревностно епископ Иоасаф относился к соблюдению церковного устава, следил за нравственным обликом духовенства, воспитывал благоговейное отношение ко святыням. Много сил он приложил к тому, чтобы повысить уровень духовного образования и сделать его доступным для малообеспеченных семей. Известно несколько случаев, ярко характеризующих его бдительное попечение о приходах своей епархии.

Однажды, оставшись на ночлег в доме одного сельского священника, владыка никак не мог уснуть, будучи объят непонятным страхом. Тогда, движимый необъяснимым чутьём, он обнаружил в этом доме завернутые в бумагу Святые Дары, спрятанные между посудой. Всю оставшуюся часть ночи святитель простоял в молитве перед святыней, прося у Бога прощения за небрежность священнослужителя, а наутро сделал строжайший выговор этому священнику, после чего лишил его сана.

В другой раз, также объезжая свою епархию, святитель в тонком сне узнал, что в одном из храмов совершается неподобное. Проснувшись, он поспешил поинтересоваться о ближайших храмах. Ему действительно указали на церковь, такую же, какую владыка видел во сне. Прибыв туда, он обнаружил, что во время совершения Божественной литургии один из служителей был пьян. Святитель Иоасаф сразу же на месте разжаловал его.

«Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия»

В житии святого упоминается еще один не менее удивительный и поучительный случай. Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия. Он поинтересовался у этого священника, нет ли у него какого-то важного неисповеданного греха. Хорошо подумав, тот действительно вспомнил один забытый случай. Однажды он отслужил в своем храме Литургию, после чего приехал местный помещик и повелел ему служить ещё одну. Боясь быть наказанным, священнослужитель совершил и вторую Божественную литургию. При этом он ясно слышал в алтаре голос, запрещавший ему это, грозя проклятием. В ответ священник сам проклял говорившего и совершил Евхаристию.

Выслушав этот рассказ, епископ Иоасаф пришёл в негодование. Он понял, что священник проклял ангела, приставленного охранять тот храм. После святитель распорядился собрать походный храм – на том самом месте, где раньше стояла та церковь, они отслужили Литургию. При этом владыка сам исповедал старого священнослужителя, после чего тот ещё во время службы мирно отошел ко Господу.

Обретение Песчанской иконы

Благодаря необычному дару духовного видения, которого сподобился святитель Иоасаф, сегодня мы имеем еще одну православную святыню – Песчанскую икону Божией Матери, которая и сегодня является одной из самых почитаемых в Украине. Её чудесное обретение пришлось на 1754 год. И произошло это следующим образом. Накануне этих событий святитель Иоасаф видел необычный сон: в одном незнакомом храме в небрежении пребывала икона Богородицы. От неё епископ услышал слова: «Смотри, что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Вскоре после этого епископу Иоасафу при объезде приходов своей епархии довелось посетить церковь близ города Изюма под Харьковом. В ней он и узнал ту самую, увиденную им во сне. В притворе, к своему ужасу и удивлению, он увидел икону, за которую выбрасывали уголь от кадила. Епископ неожиданно упал перед ней на колени и стал просить прощения у Божией Матери за небрежность священнослужителей. Затем он сам указал почетное место в храме, куда следует поместить образ, объяснив, что на нём почивает особая Божия благодать. Вскоре по молитвам перед этой иконой стали совершаться многочисленные чудеса, которые не прекращаются и по сей день.

Образ милосердия

Святитель Иоасаф был не только строгим и взыскательным, но вместе с тем имел такое же милосердное сердце, как у святителя Николая Чудотворца. Очевидно, подражая последнему, он старался помогать людям тайно, чтобы они не знали имени своего благодетеля. В связи с этим однажды с ним произошел даже такой курьезный случай. У епископа Иоасафа был заведен обычай: накануне больших церковных праздников он отправлял своего келейника в дома бедных людей с подарками. При этом келейник оставлял котомку с подарками у дверей, стучался и убегал. Но однажды так случилось, что накануне праздника Рождества Христова келейник святителя заболел. Не желая лишить бедняков подарков, епископ Иоасаф решил сам, переодевшись в простую одежду, отнести их людям. Однако когда он возвращался домой, собственный сторож переодетого владыку не узнал. Думая, что это вор, он схватил святителя и даже ударил. Причем наутро после этого события епископ вовсе не стал наказывать своего сторожа, как можно было ожидать, а напротив, похвалил его за бдительность.

Молитвенник и чудотворец

Известно, что святитель Белгородский Иоасаф был наделен крайне редким даром прозорливости. Подтверждением этому может служить следующий случай. Однажды жители одного из сел накануне праздника Троицы пришли к епископу просить его молитв, так как стояла сильная засуха, и они могли лишиться урожая. Святитель отдал распоряжение своему кучеру приготовить к утру сани для поездки в это село. Люди удивились, полагая, что владыка ошибся, но он подтвердил своё распоряжение готовить именно сани. К большому удивлению всех, на утро действительно выпал снег, который вскоре растаял, что и позволило спасти урожай.

Преставление святителя

Свою смерть святой предчувствовал заранее. Когда он отправлялся в 1754 году в Прилуки навестить родителей, то, расставаясь со своей белгородской паствой, говорил, что видятся они в последний раз. Возвращаясь из Прилук назад, он остановился в одном из сёл, где сильно заболел и около двух месяцев пролежал в таком состоянии. 10 (23) декабря 1754 года епископ Иоасаф тихо преставился. Известно, что в это же самое время игумену одного из монастырей Белгородской епархии было видение: он был на приёме у владыки, и тот, стоя у окна и показывая на солнце, которое восходило, произнес: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».

Молитвами святителя Иоасафа Белгородского Господь да помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец!

Источник: https://pravoslavie.fm/zhitiya-svyatykh/svyatitel-bozhiy-ioasaf-belgorodskiy/

 

Сбор средств на строительство Храма

Братья и Сестры для строительства фундамента будущего Храма необходимо вывести коммуникации из под пятна застройки, а так же подключить Храм к водоснабжению и теплоснабжению.
Заключен контракт на проведения работ, сумма очень большая, спонсоров строительства у нашего будущего Храма нет, поэтому без Вашей помощи мы не сможем построить Храм.

Подробнее

Прогресс сбора средств

Сбор средств на покрытие медью и монтаж шатра для колокольни
0%
Сбор средств на обеспечения водоснабжения
74%
Сбор средств на колокола
Сбор закончен
Сбор средств на четвертый этап строительства (кровля)
Сбор закончен
Сбор средств на изготовление крестов и куполов
Сбор закончен
Сбор средств на нулевой цикл
Сбор закончен
Сбор средств на второй этап строительства
Сбор закончен
Сбор средств на третий этап строительства
Сбор закончен
Сбор средств на разработку Проекта Планировки смежного участка
Сбор закончен
Сбор средств на отделку фасадов
Сбор закончен

Адрес

Москва, пересечение улиц Каховка и Азовская

Контакты

Телефон: +7 (963) 770-33-70
Email: oamelin1@yandex.ru

Режим работы

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 19.00 часов.