Неделя 12-я по Пятидесятнице, Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

27.08.2023

В сегодняшнем Евангелии Господь указывает юноше два этапа жизни. Первый этап – исполнение заповедей: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – говорит Христос (Мф.19:17) Но даже исполнение всех заповедей – не конец. Не обольщайтесь! Вы, даже исполнивши весь закон, в отношении к Господу еще не сыны, не дети; вы еще, может быть, рабы... Вот почему Господь сказал в другой раз: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

Второй этап: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21), «взяв крест» (Мк.10:21). Господь требует, чтобы человеком была оставлена земная устремленность, связывающая человека, и чтобы центром всех стремлений человека стал Бог, Небо. 

Пусть будут брошены и будут забыты все сокровища, все привязанности земли, и лишь одно сокровище пусть теперь притягивает человека – Небо, Бог!

Для большего уточнения надо добавить: само собой разумеется, что Господь, отвечая юноше, имеет в виду не только связи богатства, а любую связь с землей, цепляющую человека за землю. Перед Христом стоял человек, связанный богатством, и Господь говорит ему: отцепись от богатства! Стояли бы пред Ним люди, связанные любым увлечением, сделавшие из него ценность своей жизни, Господь и таковым бы сказал: оставьте земные цепи, имейте свое сокровище только на небесах. Богатство – не исключение из всего земного. Имущество само по себе – не зло, зло – цепи его.

Апостолы, когда им открылся смысл слов Христа, были в полной растерянности и полном недоумении. Евангелист не скрывает их человеческих чувств: «Они же чрезвычайно изумлялись», – говорит он (Мк.10:26). Растерянные ученики, пораженные строгостью требования, недоуменно смотрели друг на друга и только говорили – не Учителю говорили (не решались сказать), а друг другу: «Кто же может спастись?» (Мк.10:26). И Господь не делает уступки, не указывает какой-нибудь обходной путь, житейский компромисс, возможность половинчатого служения Ему или земле и вещам. Он оставляет в неприкосновенности Свою непреложную истину, беспощадную для учеников, подчеркивает ее жизненную суровость: «Человекам это невозможно» (Мф.19:26). Для человека, опутанного земным, невозможно порвать с земным и уйти к Богу. 

Сказавши это суровое слово, Господь сейчас же утверждает непреложность Своей истины, дополняет ее тут же другим, небесным словом: человек не сам спасает себя, его спасает Бог, Божья сила – «все возможно Богу» (Мк.10:27).

Это и для нас последнее слово, руководственное и вместе утешительное. Не мы сами спасем себя и приведем свои души ко Христу. Только тогда возможно возрождение бедного человека и поднятие его до Божества, когда ты, человек, признаешь свое ничтожество, отречешься от иллюзорной ценности земли и отдашься Богу. Он спасет! 

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebedev/propovedi/#0_41

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru