
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре

То, что имел богач, не принадлежит ему, а дано Богом на «подержание», чтобы, пользуясь богатством, творить добрые дела и через это получить спасение. Вот как проявилось безумство богача: а) он присваивает дары Божии себе, б) пользуется ими во вред себе, т.е. для удовлетворения своих похотей, в) вопреки заповеди Божией не помогает бедным, г) назначает себе долгую жизнь. За все это он получает оценку себе от Бога: «безумне», т.е. без ума духовного оказывается богач.
Есть ум плотской и есть духовный. Есть мудрость мира сего и есть мудрость духовная. Они противоположны друг другу. Так слово Божие и говорит, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор. 3:19). Мудрость мира сего ищет богатства, славы людской, знаний нужных для земной жизни и прочее. Она не знает и не хочет знать будущей жизни и воздаяния за земную жизнь. Эта мудрость мира сего или, как еще иначе называет ее Слово Божие, «плотское мудрование» (Рим. 8:7) враждует против Бога и закона Божия и для спасения человека должно быть умерщвлено и заменено мудрованием духовным.
Вот почему весь Великий пост Церковь молится Богу: «умертви плоти нашея мудрование и спаси мя». Безумен богач тем, что мудрствует плотским мудрованием и губит душу свою. Безумен и тем, что не готовится к будущей жизни, и думая долго жить на земле, уже осужден Богом за безумие свое: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебя, а яже уготовал еси, кому будут?» Для кого же богач собирал?
Но мало этого, что он лишается своего богатства. Душу его истяжут злые демоны, как у богача в притче о богаче и Лазаре, и за то, что не использовал временной жизни так, как угодно было Господу – он осуждается на лишение Царствия Божия.
Так бывает с тем, кто «не в Бога богатеет».
Игумен Никон (Воробьев)
https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/propovedi/