Неделя 24-я по Пятидесятнице. Преподобного Варлаа́ма Ху́тынского (1192). Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира

19.11.2023

«Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Она видела, из какого дома Он вышел – из дома мытаря, и кто за Ним следовал – грешники и мытари; и все это произвело в ней благую надежду. Что же Христос? Он не захотел, чтобы она оставалась в неизвестности, но открыл и обнаружил ее по многим причинам. Во-первых, Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во-вторых, исправляет ее, потому что она думала утаиться. В-третьих, открывает всем веру ее, чтобы и другие соревновали ей. Да и показать, что Он знает все, есть столь же великое чудо, как и остановить течение крови. Наконец и начальника синагоги, который легко мог потерять веру, а с нею и все, исправляет примером жены.

Действительно, пришедшие говорили: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя», и находившиеся в дому смеялись над Иисусом, когда Он сказал, что девица спит; естественно, что и сам отец мог поколебаться в вере. Так как люди часто не верят чудесам, которые уже совершились, то Господь наперед предохраняет их от такого неверия их же собственными ответами.

Мы не говорим: переноси мужественно, потому что случившегося нельзя переменить; но говорим: переноси мужественно, потому что несомненно, что умерший воскреснет. Спит отроча твое, а не умерло; покоится, а не погибло; оно воскреснет и получит жизнь вечную, бессмертие и жребий ангельский. Псалмопевец говорит: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). Бог называет смерть благодеянием, а ты сетуешь. Если кому должно плакать, то пусть плачет дьявол; пусть он скорбит и рыдает о том, что мы идем получить высочайшие блага. Такое рыдание достойно его злобы, а тебе, долженствующему увенчаться и успокоиться, не прилично. Поистине, – смерть есть тихое пристанище. Жизнь наша, чем долее продолжается, тем становится тягостнее. Ты уже в самом начале осужден на великие скорби, потому что сказано: «В болезни будешь рождать детей»; и еще: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:16,19); также: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Но о будущей жизни не сказано ничего подобного; совершенно напротив, о ней говорится: «Печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10); и еще: «Придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Мф. 8:11). Там чертог духовный, светлые светильники и жизнь небесная.

 

святитель Иоанн Златоуст, Беседа 31
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-matfeja/

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru