Неделя 31-я по Пятидесятнице. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

07.01.2024

Тропарь каждого праздника кратко передает нам сущность празднуемого Церковью события. И вот мы видим, что почти все слова тропаря настоящего великого праздника Рождества Христова говорят о поклонении волхвов родившемуся на земле Богомладенцу. Спасительно нам знать, почему св. Церковь обращает в рождественском богослужении такое внимание на волхвов и так их прославляет?

Ответ на этот вопрос мы находим у св. Иоанна Златоуста. По его свидетельству, волхвы так прославляются Церковию потому, что они явили поразительную веру в родившагося Христа и в Его искупительное дело, принесши Ему дары свои: ливан, как Богу, золото, как Царю, и смирну, как Искупителю-Страдальцу. Поразительно в сей вере волхвов то, что они, будучи язычниками, хотя, быть может, и знали древнее пророчество Валаама о появлении звезды от Иакова (Числ. 24:17), тем не менее самостоятельно дошли до веры в родившегося Христа посредством своих ученых астрономических занятий, ибо в тропаре говорится: «возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся...»

Впрочем, не дошедшие до нас научные данные волхвов, приведшие их к вере, восполняются жизнью, свидетельствами и трудами последующих ученых, родоначальниками коих, поистине, надо считать волхвов. 

Однако, в виду наличия научного миросозерцания, провозглашающего полную непримиримость между нашей верой и наукой, спасительно нам себе уяснить: каким же это образом разум человеческий в одном случае утверждает нашу веру, а в другом отрицает ее? 

Человек живет не одним только разумом, а больше и главным образом сердцем. Не ум, а сердце есть центр нашей жизни. От сердца бо исходят помышления (Мф. 16:19), сказал Господь. Вот почему ничего большего не требует от нас Бог, а только нашего сердца, когда говорит: даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23:26). И если наше сердце будет обуреваться страстями и в особенности гордостью, тогда самым высшим авторитетом для нас будет только помраченный страстями наш собственный разум, в своей слепоте отрицающий авторитет Божественного Откровения, учения Церкви и даже Самого Бога.

Будем помнить, что истинная наука – та, которая признает свое бессилие перед всемогуществом Божиим. Поэтому будем веровать во Христа, познавать Его по Его неизреченным милостям в жизни нашей и служить Ему всеми силами своей души и тела, чтобы пребыть в единении с Ним для нашего счастья и вечного спасения.

Святитель Серафим (Соболев)
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/propovedi/16

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru