Неделя 32-я по Пятидесятнице. По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

14.01.2024

Обрезание в Церкви ветхозаветной был священный обряд и вместе Таинство, посредством коего каждый новорожденный Израильтянин вводим был в завет с Богом, яко Верховным Правителем народа Еврейского. Установителем обрезания был Сам Бог, повелевший совершить его в первый раз Аврааму над собою и семейством своим; состояло же оно в обрезании крайней плоти у всякого младенца мужеского пола, и совершалось в осьмой день по рождении, как бы в день полноты бытия человеческого на земли, если судить применительно к дням творения мира. Вследствие обрезания – Бог Авраама, Исаака и Иакова становился Богом и обрезанного младенца, с чем вместе усвоялись последнему все обетования, данные праотцам народа Еврейского; равно как и обрезанный принимал на себя обязанность исполнять все, что было предписано сему народу от лица Божия, через Моисея и пророков, – все обряды и постановления, как нравственные, так и гражданские. 

Посему обрезание вскоре соделалось народным, отличительным признаком Еврея, символом его союза с Богом, доказательством его прав и свидетельством обязанностей. Неучастие в обрезании было равносильно отречению от Иудейства. Сам Бог угрожал за сие не только лишением всех прав, но и самой жизни: «погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17:14).

Как начало нового года – настоящий день требует нового урока. Обрезанием начал жизнь и действия Свои Тот, Который есть самая чистота и святость. Не тем ли паче нам, нечистым и оскверненным грехами, должно употреблять время, нам даруемое, на совершение в нас духовного обрезания, то есть на отсечение всех богопротивных помыслов и предрассудков, на искоренение всех душетленных страстей и пожеланий, на изглаждение всех духовных и плотских скверн? Войдем же в дух и цель нового года; поймем истинную и единственную пользу, которую мы можем извлечь из времени, не на время только, а на целую вечность; перестанем искать спасения там, где никогда нельзя найти его, и обратимся к Тому, Кто затем и послан, для того и пришел во плоти, для того пролил уже ныне Кровь Свою, дабы спасти всех нас. 

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/besedy-na-rozhdestvo-khristovo/#0_16

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.otrada-nam.ru