
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Человек первоначально сотворен, чтоб быть в Богообщении – жить в Боге и блаженствовать. Так и было. В падении он отделился от Бога и потерял Богообщение. Потеряв Богообщение, сделался неудовлетворимо жаждущим. Дух его ослабел, оставшись один, над ним возобладала душа с потребностями своими, сама в свою очередь подчинившись преобладанию плоти. Для восстановления падшего пришел Господь. Кто жаждет, иди к Господу и напьешься у Него воды, от которой пиющие не жаждут более. А без сего потребности будут непрестанно томить бедную душу, не давая ей покоя, точить ее, как черви точат сердце дерева, и истощать ее, как пиявки истощают жизненные соки телесные...
Не то сие значит, чтоб вступившие в Богообщение не чувствовали потребностей душевных и телесных и не удовлетворяли им; а то, что жаждание у таковых теряет свою жгучесть и неотступность, и что под сим условием нисходит и к ним от Бога услаждающее вседовольство. Кто в Боге живет, тот все имеет, – и ни в чем не имеет недостатка, или не бывает беспокоим чувствами скудости и лишения. Вот в чем вся сила!
Ныне зовет всех нас Господь: жаждай, да грядет ко Мне и да пиет...
Святитель Феофан Затворник, епископ Вышенский,
https://xn--b1aecn0aafbh.xn--p1ai/propoved/propoved-v-nedelyu-samaryanyni-01051860